18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Форбс против Кремля

№47
Материал из газеты

Кристофер Форбс приезжает в Петербург, чтобы выступить на ежегодной конференции Музея Фаберже, посвященной творчеству выдающегося ювелира

Конференция, которая начнется 6 октября в Санкт-Петербурге, включает научные доклады и масштабную публичную программу. Один из докладчиков, сын обладателя самой обширного собрания пасхальных изделий Карла Фаберже (за пределами России) и бывший куратор коллекции отца Кристофер Форбс рассказал в интервью The Art Newspaper Russia о семейной коллекции.

В течение 30 лет американский медиамагнат Малкольм Форбс (1919–1990) собирал изделия фирмы Карла Фаберже, к концу жизни его коллекция насчитывала более 300 предметов. После смерти отца наследники Форбса приняли решение продать уникальное собрание. Сначала на аукционах стали появляться единичные предметы, а в феврале 2004 года полная коллекция была выставлена на торги аукционного дома Sotheby’s. Незадолго до аукциона ее целиком выкупил российский предприниматель Виктор Вексельберг.

Справка

Музей Фаберже
Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 21

Открытие первого в России Музея Фаберже состоялось в 2013 году. Его собрание и экспозиция расположились в специально отреставрированном Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Музей негосударственный, учредителем выступил Культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.

Отправной точкой к созданию музея стало приобретение в 2004 году российским предпринимателем уникальной кол­лекции произведений Фаберже, со­бран­ной американским из­да­телем, бизнесменом и политиком Малкольмом Форбсом. С этого момента фонд приступил к фор­ми­рова­нию собрания русского де­коративно-прикладного и изо­бразительного искусства. На сегодняшний день оно насчитывает уже более 4 тыс. единиц хранения.

В 2006 году фонд «Связь времен» начал реставрацию Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. За семь лет была проведена огромная работа по преобразованию здания в музей и воссозданию исторического облика дворца.

Пожалуй, наиболее ценной частью собрания являются девять императорских пасхальных яиц. Очень важно, что в музее представлены все направления работы ювелирной фирмы. Собрание включает также произведения современников Фаберже, мастеров серебряного дела Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Рюкерта и других.

Музей в Санкт-Петербурге является обладателем крупнейшей коллекции Фаберже.

Еще…

Расскажите, пожалуйста, когда ваш отец начал собирать изделия Фаберже? С какого приобретения началась его коллекция?

Первая покупка была сделана в 1964 году, когда отец приобрел у коллекционера и дилера Александра Шеффера в его галерее A la Vieille Russie (легендарная нью-йоркская антикварная галерея, специализирующаяся главным образом на антикварных ювелирных украшениях и произведениях декоративно-прикладного и изобразительного искусства дореволюционной России. — TANR) пасхальное яйцо Апельсиновое дерево (также известное как Лавровое дерево. — TANR), а вскоре после этого купил при посредничестве Шеффера коллекцию пасхальных яиц Фаберже покойного Лансделла Кристи. Тогда нам удалось заполучить великолепные Весенние цветы, Ренессанс и Шантеклер Кельха. Яйцо Шантеклер в то время считалось императорским. Теперь известные исследователи доказывают, что это было не так, но тогда это ни у кого не вызывало сомнений.

Получается, что господин Малкольм Форбс начинал коллекционировать именно с императорских яиц. Возможно, это было связано с тем, что в США Фаберже был известен именно как создатель пасхальных подарков для русской императорской семьи?

Да, это так. Мой отец был увлечен русской историей, в особенности его интересовала Октябрьская революция, случившаяся за два года до его рождения. Он изучал тот период и часто говорил, что упадок династии Романовых выражен в яйцах Фаберже, которые показывают, какими декадентами они стали. Еще я помню, что мы немного посмеивались над увлечением отца и говорили, что он начал коллекционировать Фаберже, потому что ему очень нравились ювелирные украшения, а моя мать, наоборот, была равнодушна к ним.

Когда ваш отец начал коллекционировать, много ли он знал о Фаберже, его работах и биографии?

Я бы сказал, что он обучался в процессе. Он купил и проштудировал большую знаменитую книгу о Фаберже Сноумена (A. Kenneth Snowman, “The Art of Carl Faberge”, 1953.TANR), там были репродукции пасхальных яиц Фаберже, выполненных по императорскому заказу. Кстати, когда я учился в школе, то как-то раз в качестве домашнего задания мне нужно было написать реферат о творчестве Фаберже, и я аккуратно переписал целые абзацы из этой книги, о чем никто не догадался.

А где ваш отец покупал изделия Фаберже: на аукционах или в антикварных салонах? Была ли конкуренция за предметы?

Он купил на аукционе только одно императорское яйцо, остальное приобретал через дилеров. Ему повезло прийти на рынок, когда первое поколение коллекционеров ушло с рынка, поэтому он смог приобрести серьезные вещи.

Это были 1960-е годы?

Да. К этому времени уже скончались или перестали покупать три американки, которые в 1920–1930-х годах собирали Фаберже, в частности приобретали его пасхальные яйца у Арманда Хаммера (американский нефтяной магнат, в конце 1920-х — начале 1930-х покупал предметы старины, картины, скульптуры из ленинградского Эрмитажа, таким образом собрав большую коллекцию предметов искусства, в частности, по бросовым ценам вывез из СССР и перепродал на Западе яйца Фаберже. — TANR), а позже в галерее Александра Шеффера. Я имею в виду Лилиан Томас Пратт, завещавшую свое собрание музею в Ричмонде в штате Виргиния, Индию Ирли Миншэлл, подарившую ряд вещей Кливлендскому художественному музею в штате Огайо, и Матильду Геддингс Грей, чья коллекция теперь передана на долгосрочное хранение в нью-йоркский Метрополитен-музей.

Вещи чаще приобретались по отдельности или целыми собраниями?

В основном отец покупал отдельные предметы. Пожалуй, целиком была приобретена лишь коллекция Лансделла Кристи, хотя отец сначала не планировал собирать фигурки животных Фаберже и портсигары — только пасхальные яйца. Тем не менее он купил несколько чудесных вещиц. Александр Шеффер всегда приглашал отца, когда у него в галерее появлялось что-то интересное; коллекционеры и дилеры предлагали ему предметы.

Вы сказали, что он не хотел покупать фигурки животных Фаберже, так?

Да, ими он меньше интересовался, у него было только несколько избранных животных. Кроме пасхальных яиц, отец покупал и другие прекрасные предметы, в том числе рамки для фотографий. Но никогда не приобретал изделий из самоцветов. Кстати, выяснилось, что подлинность таких вещей подтвердить труднее всего, если у них нет провенанса.

В то время было много подделок на рынке?

Да, особенно часто подделывали фигурки животных. Некоторые фальшивки было трудно определить, так как они были выполнены по-своему виртуозно и хитро, на них даже были клейма и отметки о том, для кого создавалась вещь и когда.

Были ли у вашей семьи консультанты по искусству? Или вы советовались с экспертами по Фаберже? Как удавалось разрешить возможные сомнения в подлинности предлагаемых предметов?

Мы очень доверяли мнению и экспертизе Александра Шеффера и Кеннета Сноумена, а позже других специалистов, таких как Геза фон Габсбург и Александр Солодков. К тому же иметь в своей коллекции эталонные вещи Фаберже — огромная привилегия. Мой отец за свою жизнь видел, изучал и приобрел столько его изделий, что просто начал чувствовать их.

И в какой-то момент сам стал экспертом, я полагаю.

Да. Еще нам очень помогла дама, занимавшаяся реставрацией предметов Фаберже и фактически собравшая заново императорское пасхальное яйцо Пятнадцатилетие царствования (было создано по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Федоровне на Пасху 1911 года. — TANR). Она высказала очень любопытную мысль, что все произведения Фаберже красивы не только снаружи, но и изнутри, и это обязательное условие. Порой люди видят великолепный предмет, но не осознают, что внутри он также прекрасен.

Когда ваш отец принимал решение о покупке, он учитывал провенанс вещи? Каковы были критерии отбора?

Предметы должны быть безупречными эстетически, интересными и всегда обладать всеми характеристиками, которые ассоциируются с Фаберже. Поэтому мы приобрели несколько произведений в русском стиле, ранние ювелирные изделия, сделанные отцом Карла Фаберже, а также некоторые каменные цветы, фигурки животных и замечательные вещи из серебра. Наша коллекция включала, например, удивительную музыкальную шкатулку Фаберже, а также изделия из меди, сделанные в начале Первой мировой войны. Так что в коллекции представлены все стороны творчества Фаберже.

Еще один важный вопрос — цены. Как менялась стоимость изделий Фаберже в течение тех десятилетий, что вы и ваш отец собирали коллекцию?

Цены неуклонно росли. В это трудно поверить, но в 1965 году (вы можете это проверить по записям аукционного дома) мой отец платил по $15 тыс. за удивительные произведения. В то же время я хорошо помню, как спустя 20 лет он заплатил около миллиона долларов за яйцо Кукушка — единственное купленное им на аукционе (предмет был продан на Sotheby’s за $1,76 млн при эстимейте $1–1,5 млн. — TANR). Долгое время эта сделка оставалась рекордом цены на Фаберже. Но затем, конечно, была знаменитая продажа Яйца Ротшильда (в 2007 году продано на Christie’s за $18,5 млн. —TANR). Так что цены продолжают расти.

Когда коллекция Фаберже принадлежала вашей семье, правильно ли я понимаю, что с какого-то момента она была доступна для публики?

Да, действительно. В 1967 году к 50-летию журнала она была просто выставлена в витринах в лобби здания Forbes на Пятой авеню. Позже для коллекций нашей семьи был отведен весь первый этаж, там было несколько галерей, и одна из них была полностью посвящена Фаберже. По нашим подсчетам, посмотреть Фаберже и другие выставки приходило по 1–2 тыс. посетителей в неделю. И даже после продажи коллекции люди, узнававшие о выставке из туристических гидов, продолжали приходить и спрашивать, где здесь Фаберже.

Когда вы решили продать семейную коллекцию Фаберже, была ли для вас важна фигура покупателя?

Изначально мы собирались проводить аукцион...

То есть вы были готовы к тому, чтобы собрание распалось и было рассеяно по миру?

В общем, да. Отец считал, что в какой-то момент приходит время расстаться с собранием и новые коллекционеры, те, кто захочет купить эти предметы, должны иметь возможность испытать то удовольствие, которое испытывал он сам, когда приобретал их когда-то.

Справедливо. Думал ли он, что большинство произведений будет куплено русскими, или он надеялся, что они останутся в США? Думали ли вы об этом в тот момент, когда планировали аукцион, кажется, с Sotheby’s?

Была конкуренция между Sotheby’s и Christie’s, но Sotheby’s в итоге сделал лучшее предложение. В то время русские уже серьезно интересовались Фаберже, но были и заинтересованные покупатели с Ближнего Востока. К нам и в аукционный дом обращались их представители с различными предложениями, но в итоге победу одержал господин Вексельберг и выкупил собрание целиком.

Как вы оцениваете шаг господина Вексельберга, а также тот факт, что шедевры Фаберже вернулись в Россию и появился музей в Санкт-Петербурге?

Думаю, это замечательно, что российский предприниматель привез в Россию сокровища, которых страна лишилась когда-то из-за коммунистического правительства. И это очень щедро с его стороны — открыть выставку, а затем создать этот замечательный музей. Лично я счастлив, что коллекция, которую мой отец собирал всю жизнь, до сих пор существует и дополняется (господин Вексельберг приобрел еще немало красивых вещей).

Как вы считаете, почему изделия Фаберже по-прежнему популярны среди коллекционеров?

Я думаю, что огромную роль играет то, что и сам мастер, и созданные им предметы тесно связаны с семьей последнего русского императора. Разумеется, Фаберже создал и другие потрясающие предметы, но все же мало что может сравниться по красоте с императорскими яйцами Фаберже. А они, в свою очередь, ассоциируются с трагедией династии Романовых и всей страны, подобно предметам, связанным с Марией-Антуанеттой, которые тоже очень популярны на рынке. Мне кажется, это дает дополнительную привлекательность предметам Фаберже.

И последнее. Какой совет вы дадите современным коллекционерам Фаберже?

Пожалуй, единственный совет — это покупать те произведения, от которых вы получаете удовольствие. Действительно, найти необычные подлинные вещи не так уж просто, а эксклюзивные предметы стоят немалых денег, но все, что я могу сказать, — цените ту красоту, что у вас в руках.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+