18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Билла Виолу ставят в один ряд с флорентийскими старыми мастерами

№47
Материал из газеты

Американский художник хочет быть рядом с Уччелло и Мазолино

Звезда американского видеоарта Билл Виола вернется во Флоренцию в 2017 году, и с 10 марта по 16 июля палаццо Строцци целиком будет отдан под его ретроспективу. У художника, работавшего в этом итальянском городе в молодости, составлен целый «лист желаний» из произведений мастеров эпохи Возрождения, включая фрески Уччелло и Мазолино, которые он хотел бы видеть рядом со своими видеоинсталляциями. Пока с руководством храмов и музеев, где хранятся эти шедевры, ведутся переговоры об их участии в выставке.

После окончания колледжа Сиракузского университета в США, где Виола изучал изобразительное искусство и электронную музыку, в 1974 году он отправился во Флоренцию. Полтора года проработал техническим директором в Art/Tapes/22, одной из первых в Европе видеостудий, основанной галеристкой Марией Глорией Бикокки. Выставка в палаццо Строцци будет включать ранние видео художника, снятые им тогда во Флоренции. Например, Затмение (1974) — наблюдение за луной сквозь окно. Виола много бывал в храмах и музеях города, и то, что он там видел, повлияло на эстетику его видеоинсталляций. «Каждый день по дороге на работу он проходил мимо Давида Микеланджело — копии, конечно, которая стоит перед палаццо Веккьо на площади Синьории, — говорит жена и давний соавтор художника Кира Перов. — Во Флоренции невозможно не погрузиться в Ренессанс, ведь здесь так много чего можно посмотреть и сделать». По мнению Артуро Галанзино, директора палаццо Строцци, «сегодня модно сопоставлять старых мастеров с современным искусством, правда, связи часто оказываются слишком размытыми, и результат разочаровывает, но это точно не случай Билла». — «Его культура и образование сложились под влиянием классических художественных традиций, поэтому мы решили включить в экспозицию несколько работ старых мастеров», — говорит он. Среди повлиявших на творчество Виолы — Паоло Уччелло, чьи фрески в церкви Санта-Мария Новелла, написанные в 1430-х годах, были недавно восстановлены специалистами флорентийской реставрационной мастерской. Сюжеты Ветхого Завета, изображенные Уччелло, особенно Ноев ковчег, вдохновили Билла Виолу на работу Потоп (2002). «Произведение Уччелло возглавляет наш список, но это фреска шириной 5 м», — говорит Перов. Перемещать работу крайне сложно. Другой важный для Виолы художник — Мазолино да Паникале. Его Христос в Пьете (около 1424) из музея церкви ди Сант-Андреа ди Эмполи подвиг американского художника на создание видео Явление (2002), заказанного Музеем Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе для выставки 2003 года Билл Виола. Страсти. «Мы покажем эту видеоработу в палаццо Строцци, и Пьета также в списке пожеланий, но это тоже большая фреска», — объясняет сложности проекта Перов.

Мощное впечатление на Виолу произвел и Джотто. «Билл ходил смотреть на его произведения в Уффици и в часовню Барди в церкви Санта-Кроче, — рассказывает Перов, — где его буквально поразили фрески со сценами жизни святого Франциска, особенно изгнание».

Однако не только художественные достопримечательности Флоренции сформировали творческое мировоззрение Виолы. Художник часто заходил в соборы и церкви и записывал звуки. «Его видео всегда наполнены окружающими звуками — звуками, которые ничего особенного собой не представляют, но в то же время всем знакомы», — поясняет Перов. Одна из таких аудиоработ — Присутствие, созданная для павильона США на Венецианской биеннале в 1995 году; во Флоренции она будет представлена в культурном центре Strozzina. Шестиканальная звукозапись, которая адаптируется под пространство, транслирует шепчущие голоса, звуки дыхания и сердцебиения.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+