18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Билла Виолу ставят в один ряд с флорентийскими старыми мастерами

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Американский художник хочет быть рядом с Уччелло и Мазолино

С 8 сентября (праздник Рождества Богородицы по григорианскому календарю) в соборе Святого Павла в Лондоне можно увидеть видеоинсталляцию Билла Виолы Мария (2016). Новая работа продолжает серию Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода), установленную в соборе в 2014 г. Обе работы пока будут оставаться в храме, несмотря на то что теперь они принадлежат галерее Тейт / KIRA PEROV
С 8 сентября (праздник Рождества Богородицы по григорианскому календарю) в соборе Святого Павла в Лондоне можно увидеть видеоинсталляцию Билла Виолы Мария (2016). Новая работа продолжает серию Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода), установленную в соборе в 2014 г. Обе работы пока будут оставаться в храме, несмотря на то что теперь они принадлежат галерее Тейт / KIRA PEROV

Звезда американского видеоарта Билл Виола вернется во Флоренцию в 2017 году, и с 10 марта по 16 июля палаццо Строцци целиком будет отдан под его ретроспективу. У художника, работавшего в этом итальянском городе в молодости, составлен целый «лист желаний» из произведений мастеров эпохи Возрождения, включая фрески Уччелло и Мазолино, которые он хотел бы видеть рядом со своими видеоинсталляциями. Пока с руководством храмов и музеев, где хранятся эти шедевры, ведутся переговоры об их участии в выставке.

После окончания колледжа Сиракузского университета в США, где Виола изучал изобразительное искусство и электронную музыку, в 1974 году он отправился во Флоренцию. Полтора года проработал техническим директором в Art/Tapes/22, одной из первых в Европе видеостудий, основанной галеристкой Марией Глорией Бикокки. Выставка в палаццо Строцци будет включать ранние видео художника, снятые им тогда во Флоренции. Например, Затмение (1974) — наблюдение за луной сквозь окно. Виола много бывал в храмах и музеях города, и то, что он там видел, повлияло на эстетику его видеоинсталляций. «Каждый день по дороге на работу он проходил мимо Давида Микеланджело — копии, конечно, которая стоит перед палаццо Веккьо на площади Синьории, — говорит жена и давний соавтор художника Кира Перов. — Во Флоренции невозможно не погрузиться в Ренессанс, ведь здесь так много чего можно посмотреть и сделать». По мнению Артуро Галанзино, директора палаццо Строцци, «сегодня модно сопоставлять старых мастеров с современным искусством, правда, связи часто оказываются слишком размытыми, и результат разочаровывает, но это точно не случай Билла». — «Его культура и образование сложились под влиянием классических художественных традиций, поэтому мы решили включить в экспозицию несколько работ старых мастеров», — говорит он. Среди повлиявших на творчество Виолы — Паоло Уччелло, чьи фрески в церкви Санта-Мария Новелла, написанные в 1430-х годах, были недавно восстановлены специалистами флорентийской реставрационной мастерской. Сюжеты Ветхого Завета, изображенные Уччелло, особенно Ноев ковчег, вдохновили Билла Виолу на работу Потоп (2002). «Произведение Уччелло возглавляет наш список, но это фреска шириной 5 м», — говорит Перов. Перемещать работу крайне сложно. Другой важный для Виолы художник — Мазолино да Паникале. Его Христос в Пьете (около 1424) из музея церкви ди Сант-Андреа ди Эмполи подвиг американского художника на создание видео Явление (2002), заказанного Музеем Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе для выставки 2003 года Билл Виола. Страсти. «Мы покажем эту видеоработу в палаццо Строцци, и Пьета также в списке пожеланий, но это тоже большая фреска», — объясняет сложности проекта Перов.

Мощное впечатление на Виолу произвел и Джотто. «Билл ходил смотреть на его произведения в Уффици и в часовню Барди в церкви Санта-Кроче, — рассказывает Перов, — где его буквально поразили фрески со сценами жизни святого Франциска, особенно изгнание».

Однако не только художественные достопримечательности Флоренции сформировали творческое мировоззрение Виолы. Художник часто заходил в соборы и церкви и записывал звуки. «Его видео всегда наполнены окружающими звуками — звуками, которые ничего особенного собой не представляют, но в то же время всем знакомы», — поясняет Перов. Одна из таких аудиоработ — Присутствие, созданная для павильона США на Венецианской биеннале в 1995 году; во Флоренции она будет представлена в культурном центре Strozzina. Шестиканальная звукозапись, которая адаптируется под пространство, транслирует шепчущие голоса, звуки дыхания и сердцебиения.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
3
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
4
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
5
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
6
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
7
Антикварный салон покажет «достояние нации»
В Гостином Дворе пройдет 49-й Российский антикварный салон & lifestyle «Искусство интерьера», справедливо называемый одним из главных художественных и светских событий осени
20.11.2023
Антикварный салон покажет «достояние нации»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+