Благополучная Франция: вся правда о Второй империи в Орсе

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

К своему 30-летию музей подготовил выставку об эпохе Наполеона III

Джеймс Тиссо. Портрет маркиза и маркизы Мирамон с детьми. 1865 / © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski
Джеймс Тиссо. Портрет маркиза и маркизы Мирамон с детьми. 1865 / © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski

Выставка Великолепие Второй империи, 1852–1870 — подробнейший портрет эпохи, страстной, скандальной, споры вокруг которой не утихают по сей день. Убежденные республиканцы вроде Золя, Гюго и Прудона проклинали годы реакции и придворных утех Наполеона III. Симпатизировавшие же последнему императору Франции воспевали процветание искусств и экономическое благополучие. Лейтмотив нынешней выставки в Орсе — современная Франция как наследница Второй империи, первого общества спектакля и потребления.

Вторая империя началась с государственного переворота, а закончилась поражением от Пруссии и пленом Наполеона III — племянника Наполеона Бонапарта. На императорском троне он утверждался всеми средствами. И пусть монархия уже трещала по швам, Наполеон III тщательно наводил внешний лоск. Барон Осман перестраивал Париж, прокладывал бульвары и высаживал парки. Молодой архитектор Шарль Гарнье возводил здание Парижской оперы. Это сегодня она гордость французов, а в 1860-х интеллигенты и консерваторы не давали проходу Гарнье: «Золото, мрамор, китч!» Возмущалась даже императрица Евгения: «Ни греческого, ни римского стиля!» ­— «Это стиль Наполеона III», — держал удар Гарнье. Досталось и Жан-Батисту Карпо — автору скульптурной композиции Танец. Его растрепанные возбужденные вакханки прижимались к фасаду оперы, а оскорбленная общественность требовала убрать эту непристойность. Спустя годы и впрямь убрали — перенесли в Лувр.

Наполеон III был одержим своей персоной — живи он сейчас, не выпускал бы из рук селфи-стик, а в те времена приходилось заказывать портреты — у маститого портретиста Ипполита Фландрена, у модного немца Франца Ксавера Винтерхальтера. Историки отмечают, что император придерживался передовых взглядов, в том числе в искусстве. При нем прошла первая Всемирная выставка в 1855 году. По его указу был создан Салон отверженных для изгоев Парижского салона 1863 года. Скандалу вокруг Завтрака на траве, который принес славу Эдуарду Мане, завидовали «официальные» художники. Теперь, на выставке, они соседствуют: любимцы Второй империи Александр Кабанель и Жан-Леон Жером и изгои Эдуард Мане и Клод Моне.

Нельзя представить себе Вторую империю без развлечений. Обильные ужины, роскошные балы, гулянья — как только не ублажали себя Наполеон III и его супруга! Современная Франция как наследница Второй империи. Скептики возразят: мол, где та монархия и где сегодняшняя Пятая республика! Но сейчас миф Второй империи нужен как никогда, и хочется верить, что вот она, Франция, красующаяся на Больших бульварах, фланирующая по набережным Сены. Что Франция, полная удовольствий и красоты, жива не только на картинах. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+