18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Благополучная Франция: вся правда о Второй империи в Орсе

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

К своему 30-летию музей подготовил выставку об эпохе Наполеона III

Джеймс Тиссо. Портрет маркиза и маркизы Мирамон с детьми. 1865 / © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski
Джеймс Тиссо. Портрет маркиза и маркизы Мирамон с детьми. 1865 / © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski

Выставка Великолепие Второй империи, 1852–1870 — подробнейший портрет эпохи, страстной, скандальной, споры вокруг которой не утихают по сей день. Убежденные республиканцы вроде Золя, Гюго и Прудона проклинали годы реакции и придворных утех Наполеона III. Симпатизировавшие же последнему императору Франции воспевали процветание искусств и экономическое благополучие. Лейтмотив нынешней выставки в Орсе — современная Франция как наследница Второй империи, первого общества спектакля и потребления.

Вторая империя началась с государственного переворота, а закончилась поражением от Пруссии и пленом Наполеона III — племянника Наполеона Бонапарта. На императорском троне он утверждался всеми средствами. И пусть монархия уже трещала по швам, Наполеон III тщательно наводил внешний лоск. Барон Осман перестраивал Париж, прокладывал бульвары и высаживал парки. Молодой архитектор Шарль Гарнье возводил здание Парижской оперы. Это сегодня она гордость французов, а в 1860-х интеллигенты и консерваторы не давали проходу Гарнье: «Золото, мрамор, китч!» Возмущалась даже императрица Евгения: «Ни греческого, ни римского стиля!» ­— «Это стиль Наполеона III», — держал удар Гарнье. Досталось и Жан-Батисту Карпо — автору скульптурной композиции Танец. Его растрепанные возбужденные вакханки прижимались к фасаду оперы, а оскорбленная общественность требовала убрать эту непристойность. Спустя годы и впрямь убрали — перенесли в Лувр.

Наполеон III был одержим своей персоной — живи он сейчас, не выпускал бы из рук селфи-стик, а в те времена приходилось заказывать портреты — у маститого портретиста Ипполита Фландрена, у модного немца Франца Ксавера Винтерхальтера. Историки отмечают, что император придерживался передовых взглядов, в том числе в искусстве. При нем прошла первая Всемирная выставка в 1855 году. По его указу был создан Салон отверженных для изгоев Парижского салона 1863 года. Скандалу вокруг Завтрака на траве, который принес славу Эдуарду Мане, завидовали «официальные» художники. Теперь, на выставке, они соседствуют: любимцы Второй империи Александр Кабанель и Жан-Леон Жером и изгои Эдуард Мане и Клод Моне.

Нельзя представить себе Вторую империю без развлечений. Обильные ужины, роскошные балы, гулянья — как только не ублажали себя Наполеон III и его супруга! Современная Франция как наследница Второй империи. Скептики возразят: мол, где та монархия и где сегодняшняя Пятая республика! Но сейчас миф Второй империи нужен как никогда, и хочется верить, что вот она, Франция, красующаяся на Больших бульварах, фланирующая по набережным Сены. Что Франция, полная удовольствий и красоты, жива не только на картинах. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+