18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Благополучная Франция: вся правда о Второй империи в Орсе

№47
Материал из газеты

К своему 30-летию музей подготовил выставку об эпохе Наполеона III

Выставка Великолепие Второй империи, 1852–1870 — подробнейший портрет эпохи, страстной, скандальной, споры вокруг которой не утихают по сей день. Убежденные республиканцы вроде Золя, Гюго и Прудона проклинали годы реакции и придворных утех Наполеона III. Симпатизировавшие же последнему императору Франции воспевали процветание искусств и экономическое благополучие. Лейтмотив нынешней выставки в Орсе — современная Франция как наследница Второй империи, первого общества спектакля и потребления.

Вторая империя началась с государственного переворота, а закончилась поражением от Пруссии и пленом Наполеона III — племянника Наполеона Бонапарта. На императорском троне он утверждался всеми средствами. И пусть монархия уже трещала по швам, Наполеон III тщательно наводил внешний лоск. Барон Осман перестраивал Париж, прокладывал бульвары и высаживал парки. Молодой архитектор Шарль Гарнье возводил здание Парижской оперы. Это сегодня она гордость французов, а в 1860-х интеллигенты и консерваторы не давали проходу Гарнье: «Золото, мрамор, китч!» Возмущалась даже императрица Евгения: «Ни греческого, ни римского стиля!» ­— «Это стиль Наполеона III», — держал удар Гарнье. Досталось и Жан-Батисту Карпо — автору скульптурной композиции Танец. Его растрепанные возбужденные вакханки прижимались к фасаду оперы, а оскорбленная общественность требовала убрать эту непристойность. Спустя годы и впрямь убрали — перенесли в Лувр.

Наполеон III был одержим своей персоной — живи он сейчас, не выпускал бы из рук селфи-стик, а в те времена приходилось заказывать портреты — у маститого портретиста Ипполита Фландрена, у модного немца Франца Ксавера Винтерхальтера. Историки отмечают, что император придерживался передовых взглядов, в том числе в искусстве. При нем прошла первая Всемирная выставка в 1855 году. По его указу был создан Салон отверженных для изгоев Парижского салона 1863 года. Скандалу вокруг Завтрака на траве, который принес славу Эдуарду Мане, завидовали «официальные» художники. Теперь, на выставке, они соседствуют: любимцы Второй империи Александр Кабанель и Жан-Леон Жером и изгои Эдуард Мане и Клод Моне.

Нельзя представить себе Вторую империю без развлечений. Обильные ужины, роскошные балы, гулянья — как только не ублажали себя Наполеон III и его супруга! Современная Франция как наследница Второй империи. Скептики возразят: мол, где та монархия и где сегодняшняя Пятая республика! Но сейчас миф Второй империи нужен как никогда, и хочется верить, что вот она, Франция, красующаяся на Больших бульварах, фланирующая по набережным Сены. Что Франция, полная удовольствий и красоты, жива не только на картинах. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+