18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Форма», наполненная содержанием

30 сентября в Петербурге открылась II Биеннале музейного дизайна «Форма», организованная фондом «Про Арте» совместно с Эрмитажем при поддержке городского Комитета по культуре, а также Фонда Михаила Прохорова

Биеннале музейного дизайна — исключительная петербургская инновация: как не без гордости заявляют ее устроители, им неизвестно о другом таком фестивале во всем мире. Задача биеннале «Форма» — сформировать новую, современную культуру музейного экспонирования. В городские музеи приглашаются российские и зарубежные дизайнеры, чтобы создавать там новые проекты. Девиз и логотип «Формы» стал традиционным за прошедшие два года, которые были наполнены лекциями и мастер-классами дизайнеров и музейщиков с мировым именем. По словам директора «Про Арте» Елены Коловской, одну из целей этого процесса она видит в том, чтобы вырастить новое поколение дизайнеров, которые, в отличие от своих предшественников, задумываются о том, как показывать выставки зрителю.

В программе этого года — семь преображенных музейных пространств. Среди них и временные выставки, и работы дизайнерских коллективов, которые останутся надолго, такие как оформление входной зоны в Мемориальном музее-квартире Н.А.Римского-Корсакова, выполненное Дмитрием Селивохиным и московским бюро «Народный архитектор». В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого — петербургской Кунсткамере — работала дизайнер из Индии Абха Ламбах. В круглом перекрытом куполом зале на первом этаже, где в XVIII веке помещался первый в России анатомический театр, она организовала экспозицию «Семейный альбом человечества» из фотоколлекции Кунсткамеры. Копии фотографий общим числом почти в три сотни, представляющие выступления циркачей и спортивные состязания, свадьбы и похороны, ритуалы и судебные заседания, — все эти снимки, укрепленные на конце длинных стальных стержней, колышутся в центре зала подобно густо засеянному полю. В музее Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке (Цирка Чинизелли) директор московского офиса знаменитого архитектурного бюро Ralph Appelbaum Assoсiates Андрей Вовк провел пятимесячный мастер-класс с отобранными по конкурсу десятью волонтерами: молодыми архитекторами, графическими дизайнерами, художниками. Итогом стала выставка-квест «Чем пахнет цирк?». Затейливая выставочная конструкция обращена к зрителю отверстиями, которые складываются в буквы названия. Внутри в полумраке можно понюхать 12 искусственных связанных с цирком ароматов — от запаха пота до благоухания сахарной ваты. С внешней стороны это витрины с увлекательными текстами и соответствующими предметами из фондов Музея циркового искусства.

Самая крупная и главная в программе биеннале выставка занимает Тициановский зал Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, она называется «Corpus. Анатомический театр», и спроектировал ее Джек Шлехтер, директор по дизайну выставок Филадельфийского художественного музея. Идея проекта, пришедшая ректору Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семену Михайловскому и названная во вступительном тексте искусствоведа Александра Боровского «безошибочно актуальной», очевидна — это анатомия в историческом и современном понимании. В трех разделах выставки тело рассматривается как реальное, идеальное и концептуальное. По словам Шлехтера, разглядывая выставленные изображения, зритель должен осознать свое собственное тело в пространстве. Для этого парадный зал рассечен зигзагом выставочного стенда, который вызывает в памяти скульптуру Ричарда Серры. Должно быть, впервые в истории на потолок Тициановского зала будет проецироваться видео. Выставка складывается из трех частей: это произведения классиков и зарубежных мастеров (так, работы братьев Чепмен и Дэмиена Херста предоставила галерея «Триумф»), современных петербургских художников (за подбор авторов здесь отвечает академический творческий дуэт Елены Губановой и Ивана Говоркова), и нынешних студентов — преимущественно с графического факультета, сейчас наиболее интересного.

В планах Биеннале музейного дизайна на ближайший месяц — мастер-класс известного дизайнера Джонатана Барнбрука, лекции профессора Академии искусств и дизайна в Базеле Уве Р. Брюкнера, а также директоров двух подразделений нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) — главы отдела выставочного дизайна и производства Ланы Хум и руководителя отдела выставочного планирования Эрика Паттона.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+