18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футуристы, Сальвадор Дали, Энди Уорхол: все под каблуком у моды

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

Масштабный проект Музея Феррагамо во Флоренции о связях искусства и моды

Ник Кейв. Шумовой костюм. 2010. Смешанная техника / Parma, Emanuela Barilla Collectio
Ник Кейв. Шумовой костюм. 2010. Смешанная техника / Parma, Emanuela Barilla Collectio

Центральной площадкой выставки-исследования о том, как главные направления в искусстве влияли на моду, стал музей Сальваторе Феррагамо (1898–1960), легендарного дизайнера обуви, которого называли «королем сапожников и сапожником королей». Сальваторе происходил из небогатой итальянской семьи; переехав в США, он добился невероятного успеха в обувном деле, что позволило ему вернуться в Италию и в 1927 году открыть собственное производство во Флоренции.

Феррагамо был ярым поклонником ручного труда и флорентийских мастерских эпохи Возрождения, на которые он ориентировался при создании собственных мастерских. Он считал, что машинным способом ничего хорошего создать не получится, по крайней мере в отношении обуви. С миром искусства Феррагамо был связан непосредственно: хорошо знал местные музейные и личные собрания, в частности коллекцию Фредерика Стибберта, где было много прикладного искусства, делал обувь для Пегги Гуггенхайм, а логотип его бренда создал футурист Лучо Венна — на выставке покажут его рекламные плакаты. Также в раздел, посвященный истории самого Феррагамо, включены работы Кеннета Ноланда (1924–2010) — американского абстракциониста, известного своими полотнами с цветными кругами, которые перекочевали на туфли Феррагамо.

В экспозицию включены и другие знаковые произведения искусства, повлиявшие на моду. Их прислали ведущие мировые музейные и частные коллекции, среди которых Филадельфийский художественный музей, Институт костюма в Киото и Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана. Также к открытию выставки были специально созданы объекты современного искусства. Британский художник Йинка Шонибаре представил инсталляцию на тему мультикультурализма и колониализма: застывшие в театральных позах манекены наряжены в европейские костюмы XVIII–XIX веков, однако сделаны они из африканского батика.

В одном из залов можно увидеть работы Розы Дженони, феминистки и социалистки, сделавшей карьеру в мире моды. Это два платья, которые выставлялись на Всемирной выставке в Милане в 1906 году. Причем одно из них — прямая отсылка к Весне Боттичелли, а второе вдохновлено рисунком Антонио Пизанелло из Музея Конде в Шантийи. Наряды стали манифестом новой итальянской моды, до этого в основном оглядывавшейся на французскую. Конечно, без Франции и здесь не обошлось: Феррагамо вдохновлялся творчеством Сони Делоне.

Внимание в экспозиции уделено и отдельным художникам, проявлявшим интерес к декоративности в широком смысле и костюму в частности, как прерафаэлиты и Густав Климт. Плод прямой совместной работы модельера и художника — платье с омаром Сальвадора Дали работы Эльзы Скьяпарелли представлено по соседству с платьем Мондриан Ива Сен-Лорана. Целый раздел посвящен Энди Уорхолу, поклоннику обуви Феррагамо, и его работе в fashion-индустрии. Там можно увидеть его Супер-платье (от слова «суп»), воспроизводящее банки знаменитого супа Campbell’s. Экспозиция получилась столь необъятной, что пришлось задействовать и другие площадки. Например, в Музее Марино Марини на выставке Совмещение были представлены произведения, созданные известными художниками для разных мероприятий дома Salvatore Ferragamo. В Галерее костюма в Палаццо Питти прошла ретроспектива, посвященная Розе Дженони. В настоящее время в Национальной центральной библиотеке Флоренции в рамках проекта проходит выставка итальянской fashion-периодики XIX века (до 15 октября), а в Музее тканей в Прато прослеживается вся послевоенная история итальянского текстиля (до 19 февраля 2017 года).

Музей Сальваторе Феррагамо
Сквозь искусство и моду

До 7 апреля 2017

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+