Если в комиксе есть Тинтин, то это наверняка искусство

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

Ретроспектива Эрже, создателя одного из самых знаменитых героев комиксов

Эрже. Приключения Тинтина. Пункт назначения – Луна. Обложка журнала Tintin, 30 марта 1950 года / Collection Studios Hergé © Hergé/Moulinsart 2016
Эрже. Приключения Тинтина. Пункт назначения – Луна. Обложка журнала Tintin, 30 марта 1950 года / Collection Studios Hergé © Hergé/Moulinsart 2016

Перед тем как стать Эрже (1907–1983), символом Бельгии и отцом Тинтина — знаменитого персонажа комиксов, он был Жоржем Реми, брюссельским сорванцом из простой семьи. Успевал по всем предметам, кроме рисования. «Я был очень ленив и почти не умел рисовать. Черкнул круг, две точки, закорючку-нос, еще одна точка стала ртом, и штрих-галка на лбу. Вот и все. Никогда не думал, что он будет таким популярным. Почему Тинтин? Понятия не имею!» — уходил от ответов Эрже. О прототипе спорят до сих пор: одни видят в этом бесстрашном мальчугане 1929 года рождения младшего брата первого героя Эрже, бойскаута Тотора, другие — его настоящего брата.

В первом же комиксе Эрже отправил своего героя, репортера бельгийской газеты, вместе с фокстерьером Милу в Советский Союз (Тинтин в Стране Советов). Про СССР Эрже знал ровно столько же, сколько рядовой бельгиец, то есть ничего. Источником информации для него стала книжка бельгийского посла Жозефа Дуйе 1928 года, рассказывающая в черных красках о девяти годах дипломатической службы на советской чужбине. Вслед за ней Эрже взялся за актуальную тогда тему колоний (Тинтин в Конго, 1931). Обвинения в симпатиях колонизаторам и расизме сыпались на его голову и в те времена, но главный скандал разгорелся уже в XXI веке, когда в Брюсселе оскорбленный конголезский студент потребовал запретить комикс. Но суд рассудил иначе: «Эрже ограничился созданием вымышленного произведения с единственной целью — развлечь своих читателей. Его юмор искренний и добрый». И точка. Сам же Эрже как от советской серии, так и от этой колониальной открещивался, в конце 1960-х заявив, что полжизни назад и антибольшевистские настроения были нормой, и с бывшими колониями у Европы были другие отношения. И не скрывал, что работал по заданию редакции: молодым не до выбора, поэтому и следующий заказ –— обличение капиталистической Америки — выполнил на отлично. Он выступал и против японских империалистов в Китае, и против фашизма. Впрочем, это не помешало ему во время оккупации Бельгии сотрудничать с коллаборационистской газетой Le Soir, что изменило и самого Эрже, и его Тинтина. Его мальчуган из репортера превратился в простого искателя приключений, а также появились новые персонажи, как Капитан Хэддок.

Но кураторы парижской выставки о черных пятнах в биографии Эрже упоминают лишь вскользь. Для них он художник, поэтому и рассказывают они о том, как формировался его стиль. Про влияние экспрессионизма и немого кино, про то, как от черно-белой печати Эрже перешел к цвету, про увлечение современным искусством и личную коллекцию, где соседствовали Энди Уорхол, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе и Рой Лихтенштейн. Отдельная тема — агентство Hergé-Publicité, созданное Эрже в 1930-х годах для выпуска рекламных афиш. Какой ему видится судьба комиксов в 2000-х годах — спросили у Эрже в 1969 году. «Я думаю, я надеюсь, что их (наконец-то!) станут цитировать… что они станут таким же самостоятельным жанром, как литература или кино». С его комиксами все так и произошло.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+