18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нулевая точка отсчета или просто Zero

Почти 60 лет назад два художника и теоретика Хайнц Мак и Отто Пине основали в Дюссельдорфе группу Zero. Вскоре к ним присоединился Гюнтер Юккер, и они в духе раннего модернизма сочинили манифест под названием Zero — это тишина. Zero — это начало. Под тишиной и началом он понимали размышление и поиск ответа на «проклятый» вопрос философа Теодора Адорно, возможен ли новый модернизм после нацистов.

Утвердительный ответ был найден в создании световых и кинетических объектов и монохромных картин. В то же время своей сделанностью произведения группы Zero оппонировали абстрактному экспрессионизму, автоматическому письму и другим проявлениям бессознательного. «Нулевиков» поддержали Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Тэнгли, Марк Ротко. Они стали пионерами ленд-арта, где, по выражению Юккера, «искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».

Хайнц Мак прославился «световыми колоннами» (некоторые — из мастерской художника — будут представлены на выставке). В начале 1960-х годов сенсацией стали его светящиеся инсталляции в пустынях и в открытом море, которые можно было увидеть только на фотографиях. Гюнтер Юккер — «человек гвоздя», сделавший гвозди своим фирменным знаком, — памятен старшей публике по огромной, на 800 произведений, выставке 1988 года в Центральном доме художника в Москве. Юккер и Фрэнсис Бэкон — первые показанные в СССР живые классики модернизма. В годы участия в Zero Юккер создал Космическое видение из пяти вращающихся дисков, в которые в геометрическом порядке вбиты гвозди-светоотражатели. Тогда гвозди настраивали на медитативное восприятие. Позже они станут знаком агрессии и разрушения.

Отто Пине, художник и философ, автор Олимпийской радуги из светящихся трубок для мюнхенской Олимпиады 1972 года, представлен инсталляцией из световых объектов Три синих светящихся приведения. На самом деле объектов четыре, но один все время находится в тени.

Как часто бывает у больших художников, объединение Zero просуществовало недолго. Группа распалась через десять лет после создания, каждый занялся своими проектами. По прошествии полувека стало ясно, как серьезно «нулевые» идеи повлияли не только на современное искусство и дизайн, но и на наше восприятия мира. Сейчас одинокий объект в пустыне или на морском берегу — привычная вещь, необходимый атрибут жизненного пространства.

Большие выставки группы Zero и их соратников состоялись в 2014 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и в 2015 году в берлинском Мартин-Гропиус-Бау. Теперь очередь дошла до России, где выставка подготовлена совместно с Foundation Zero специально к Дням Дюссельдорфа в Москве.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+