18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нэцкэ из частных собраний вылупились в Эрмитаже

Мегамузей поддержал четырех молодых российских коллекционеров: Игоря Черемикина, Даниила Борщева, Александра Кулиша и Максима Сурнова, которые в свободное от бизнеса время занимаются собиранием нэцкэ — важного элемента традиционной японской одежды, не имевшей карманов. Как пояснил Черемикин, «все мы вышли из „Каникул Кроша“ Анатолия Рыбакова. Кто-то читал повесть, все смотрели в детстве снятый по ней фильм». И добавил, что нэцкэ не должно отпугивать начинающих коллекционеров: за более или менее доступную цену можно найти вещи даже  XVIII века.

Классические японские нэцкэ изготовлялись с начала XVII до середины XIX века из дерева или кости и служили поясным противовесом для ношения на шнуре мелких предметов. Впрочем, эксперты предупреждают, что предметов XVII века сохранилось мало и сегодня надо крайне осторожно относиться к произведениям с такой датировкой. Когда Япония открылась для иностранцев, туда пришла европейская одежда и появился спрос на сувениры. Нэцкэ стали делать в виде статуэток с отверстием без учета баланса. Впрочем, японские мастера продолжали изготовлять художественные вещи и в XX веке.

Чтобы не утонуть в море фигурок нэцкэ, эксперты классифицируют их по центрам производства: Осака, Кито, Эдо, региональные школы. А также по сюжетам: мифические существа, животные календарного цикла (чаще других — обезьяны), литературные и бытовые сцены. Сложнее дело обстоит с авторством: мастера прошлого не всегда оставляли автографы, считая нэцкэ низким жанром. Источником информации об авторах до сих пор остается книга Инаба Цурю Похвала оправе мечей, изданная в 1781 году.

Из 180 нэцкэ на выставке хитами стали два. Воющий на луну вегетарианец кирин — гибрид льва, дракона, лошади и оленя, возможно, созданный знаменитым мастером Томотадой. Фигурка Гама-сэннина, бессмертного странника в виде хитроватого бодибилдера с трехлапой жабой на плечах, принадлежит другому известному художнику — Мацусите Отоману. Симпатичного козла с мордой зайца создала в XIX веке Масадзё (женщины редко занимались нэцкэ, а тут выбран персонаж, известный только по книжным иллюстрациям).

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+