18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейксмузеум покажет «по-настоящему сенсационную находку» — рисунки бразильских животных Франса Поста

В комментариях голландского пейзажиста шестипоясный броненосец описывается как «съедобный, на вкус напоминающий курицу»

Амстердамский Рейксмузеум представит 34 неизвестных прежде рисунка голландского пейзажиста Франса Поста (1612–1680), изображающих животных Бразилии и дающих потрясающую возможность взглянуть на фауну Нового Света 1630-х годов. Они хранились в датированном 1677 годом альбоме, который был передан в Архив Северной Голландии в Харлеме в 1888 году. Значение этих рисунков много лет ускользало от внимания специалистов, пока нынешний архивариус Александер де Брейн не приступил к инвентаризации коллекции. Заинтригованный высоким качеством работ, он начал расследование.

Франс Пост знаменит своими полотнами с изображением видов Бразилии. Из них лишь несколько были написаны непосредственно во время его поездки туда в 1637–1644 годах, большая же часть была закончена по возвращении в Нидерланды. Харлемский альбом свидетельствует в пользу того, что сюжеты этих картин скорее взяты из реальности, чем придуманы художником. Джейн Тернер, редактор издания Masters Drawings (в сентябрьском номере которого выйдет исследование де Брейна), называет этот альбом «по-настоящему сенсационной находкой».

Когда де Брейн обнаружил 24 неподписанных цветных рисунка, выполненных гуашью и акварелью, и 10 карандашных набросков, встал вопрос авторства. Имя Франса Поста приходило на ум в первую очередь, однако сохранившихся рисунков его руки, с которыми можно было бы сравнить найденные в архиве произведения, нет, а кроме того, в Бразилии в то время работали и другие художники.

К числу ключевых доказательств относятся изображения крупного южноамериканского грызуна под названием капибара. Капибара фигурирует на выполненной маслом картине Поста с видом бразильской реки Сан-Франсиску (1639, Лувр). Животное изображено точно так же, как на рисунке из харлемского альбома, за исключением одной детали. На подготовительном рисунке на шее животного присутствует ошейник, свидетельствующий о том, что оно изображено в неволе. Это доказывает, что рисунок делался не с картины, а на этапе подготовки к созданному позднее полотну.

В альбом также вошли изображения ламы, цепкохвостого дикобраза и белобрюхого опоссума. Рисунки снабжены сопроводительным текстом, где говорится в основном о миловидности животных и об их съедобности для человека. Синеносая обезьяна характеризуется как «крайне свирепая и злобная», в то время как макака «очень добра и дружелюбна». Шестипоясный броненосец «съедобен, на вкус напоминает курицу».

По словами де Брейна, эти подготовительные рисунки стали «недостающим звеном между семилетним путешествием Поста и работами, выполненными после его возвращения в Харлем». Недавно обнаруженные этюды будут представлены в Рейксмузеуме на выставке под названием «Франс Пост. Животные Бразилии» (7 октября — 8 января).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+