18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Рейксмузеум покажет «по-настоящему сенсационную находку» — рисунки бразильских животных Франса Поста

В комментариях голландского пейзажиста шестипоясный броненосец описывается как «съедобный, на вкус напоминающий курицу»

Амстердамский Рейксмузеум представит 34 неизвестных прежде рисунка голландского пейзажиста Франса Поста (1612–1680), изображающих животных Бразилии и дающих потрясающую возможность взглянуть на фауну Нового Света 1630-х годов. Они хранились в датированном 1677 годом альбоме, который был передан в Архив Северной Голландии в Харлеме в 1888 году. Значение этих рисунков много лет ускользало от внимания специалистов, пока нынешний архивариус Александер де Брейн не приступил к инвентаризации коллекции. Заинтригованный высоким качеством работ, он начал расследование.

Франс Пост знаменит своими полотнами с изображением видов Бразилии. Из них лишь несколько были написаны непосредственно во время его поездки туда в 1637–1644 годах, большая же часть была закончена по возвращении в Нидерланды. Харлемский альбом свидетельствует в пользу того, что сюжеты этих картин скорее взяты из реальности, чем придуманы художником. Джейн Тернер, редактор издания Masters Drawings (в сентябрьском номере которого выйдет исследование де Брейна), называет этот альбом «по-настоящему сенсационной находкой».

Когда де Брейн обнаружил 24 неподписанных цветных рисунка, выполненных гуашью и акварелью, и 10 карандашных набросков, встал вопрос авторства. Имя Франса Поста приходило на ум в первую очередь, однако сохранившихся рисунков его руки, с которыми можно было бы сравнить найденные в архиве произведения, нет, а кроме того, в Бразилии в то время работали и другие художники.

К числу ключевых доказательств относятся изображения крупного южноамериканского грызуна под названием капибара. Капибара фигурирует на выполненной маслом картине Поста с видом бразильской реки Сан-Франсиску (1639, Лувр). Животное изображено точно так же, как на рисунке из харлемского альбома, за исключением одной детали. На подготовительном рисунке на шее животного присутствует ошейник, свидетельствующий о том, что оно изображено в неволе. Это доказывает, что рисунок делался не с картины, а на этапе подготовки к созданному позднее полотну.

В альбом также вошли изображения ламы, цепкохвостого дикобраза и белобрюхого опоссума. Рисунки снабжены сопроводительным текстом, где говорится в основном о миловидности животных и об их съедобности для человека. Синеносая обезьяна характеризуется как «крайне свирепая и злобная», в то время как макака «очень добра и дружелюбна». Шестипоясный броненосец «съедобен, на вкус напоминает курицу».

По словами де Брейна, эти подготовительные рисунки стали «недостающим звеном между семилетним путешествием Поста и работами, выполненными после его возвращения в Харлем». Недавно обнаруженные этюды будут представлены в Рейксмузеуме на выставке под названием «Франс Пост. Животные Бразилии» (7 октября — 8 января).

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+