Драгоценное Art Deco

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

В конце сентября в Музеях Московского Кремля открывается экспозиция, посвященная европейскому стилю 1920–1930-х годов. Экспонаты на выставку предоставили ювелирные дома Van Cleef & Arpels и Cartier, а также японский Институт костюма Киото

Брошь Cartier. 1923. Золото, платина, синий египетский фаянс, бриллианты, лазурит, черная эмаль.
Брошь Cartier. 1923. Золото, платина, синий египетский фаянс, бриллианты, лазурит, черная эмаль.

Впервые в России состоится столь масштабная выставка ювелирных украшений и женской одежды европейских домов высокой моды межвоенного периода. Наряду с оригинальными предметами будут представлены авторские эскизы и фотографии из архивов. Интересно, что такой способ демонстрации драгоценностей и предметов одежды как единого ансамбля появился именно в эпоху ар-деко: первый подобный показ состоялся по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в Павильоне элегантности на выставке 1925 года в Париже. Кстати, эта выставка и дала имя новому стилю: в результате сокращения ее полного названия «Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности» (Exposition internationale des Arts décoratifs et industriels modernes) появилось слово «ар-деко».

Стиль ар-деко нашел отражение в самых разных видах искусства, но наиболее ярко проявил себя в предметах интерьера, моде и ювелирных изделиях. Приверженцы нового течения: ювелиры, декораторы и модельеры — решительно отказываются от изощренных форм и извилистых линий стиля модерн, но работают с ясными геометрическими формами, придерживаются в своих композициях симметрии и отдают предпочтение ярким и насыщенным цветам. Мастера ар-деко находят вдохновение как в живописи кубистов и абстракционистов, так и в необычных декорациях и костюмах «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а также в культурах древних цивилизаций, народных традициях и бурном развитии технического прогресса.

В этот период мода полностью подпала под власть чистой геометрии, и женский костюм, напоминавший кроем рубашку, стал определяться строгой конструктивностью. Новое время породило и новый идеал женщины: она стала самостоятельной и независимой. Парижанки первыми после войны остригли волосы, укоротили юбки и надели платья без рукавов. В 1920–1930-е годы женский костюм открывал широкие возможности для фантазии ювелиров. В моду вошли длинные серьги, тяжелые пояса и браслеты. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, которые отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.

Настоящим триумфом ювелирного искусства ар-деко стала та самая выставка 1925 года. Экспозиция ювелиров размещалась в роскошном здании парижского Гран-пале. Представленные в ней произведения Тамплие, Бушерона, Картье, ван Клифа, Мобуссена и других французских мастеров имели феноменальный успех. Показательно, что высшую награду выставки — золотую медаль получил за украшения в стиле ар-деко парижский ювелир Жорж Мобуссен.

В 1920-х годах ювелиры чаще использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса. Но очень скоро послевоенному «потерянному поколению» потребовалась иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Это очень хорошо понимали ювелиры дома Cartier. Произведения Cartier 1920–1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля. На первом этапе Луи Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и ясным формам. Украшения с простым и четким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму. Впрочем, довольно скоро ювелиры дома отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля белый ар-деко. Контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью — своеобразный мотив, получивший название «шкура пантеры», — применялся при создании брошей в виде пантер или украшений для прически.

Многоцветные драгоценности вновь обрели популярность после возникновения моды на индийские украшения. Тогда появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике тутти-фрутти, они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в египетском стиле. Среди них — эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами.

С эпохой ар-деко связаны и многочисленные достижения ювелирного дома Van Cleef & Arpels. В 1935 году Альфреду ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид фиксации драгоценных камней — невидимую закрепку. Этот способ крепления предусматривает специальную огранку подобранных по цвету бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Новый технологический прием позволил мастерам фирмы создать серию превосходных украшений в стиле ар-деко.

Выставка предметов ювелирного искусства и женского костюма ар-деко развернется сразу на двух площадках Московского Кремля и продлится с 30 сентября 2016 до 11 января 2017: в выставочном зале Успенской звонницы и в пространстве Одностолпной палаты Патриаршего дворца. В экспозиции будут представлены вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар-деко под названием «роб-де-стиль» (robe de style). Посетители увидят творения выдающихся европейских домов моды первой трети XX века, а также таких культовых модельеров, как Коко Шанель, Поль Пуаре, сестры Калло, Жанна Ланвeн, сестры Буйе и многие другие. Предметы одежды предоставлены для выставки одним из самых авторитетных музеев моды в мире — Институтом костюма Киото (Япония), специалисты которого отреставрировали многие экспонаты специально для московского показа. Ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels собрали лучшие украшения в стиле ар-деко периода 1910–1930-х годов. Драгоценности представляют собой как первые и очень редкие произведения, выполненные в духе раннего ар-деко, так и уникальные экстравагантные украшения более позднего времени.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+