Питер Дойг или Пит Дойдж: художника принуждали через суд признать чужую работу своей

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

Сотрудник исправительного учреждения, утверждающий, что купил в 1970-е годы картину Дойга за $100, подал против художника иск размером в $5 млн

Пустынный пейзаж с подписью «Пит Дойдж 76» / ArgoGrou
Пустынный пейзаж с подписью «Пит Дойдж 76» / ArgoGrou

Художник Питер Дойг стал ответчиком в необычном деле об атрибуции картины, написанной в 1970-х годах молодым заключенным. Им, как утверждают его оппоненты, был сам Дойг. Роберт Флетчер, бывший сотрудник исправительного учреждения из Канады, подал против художника иск размером в $5 млн из-за того, что тот отрицает свое авторство находящегося в собственности истца полотна. Чикагский арт-дилер Питер Бартлоу, намеревавшийся помочь Флетчеру продать картину, выступает в роли второго истца по этому делу. Бартлоу и Флетчер также хотят, чтобы суд официально атрибутировал спорное произведение — написанный акрилом на холсте пустынный пейзаж с подписью «Пит Дойдж 76», по их словам, представляющий собой квинтэссенцию стиля художника.

«Вопрос стоит уже не просто о конкретной картине Питера, — рассказал в июле в интервью газете New York Times Гордон Венекласен, продающий работы Питера Дойга в нью-йоркской Michael Werner Gallery, — вопрос стоит об авторстве как таковом. О попытке вынудить художника подписать своим именем чужую работу».

Пять лет назад один знакомый Флетчера обратил внимание на висящую у него дома картину, и хозяин начал собирать информацию о Питере Дойге, многие работы которого стоят около $10 млн. Флетчер утверждает, что знал Дойга в 1970-е годы, когда тот учился на художника в Университете Лейкхед в Онтарио, и наблюдал за созданием самого полотна, будучи сотрудником расположенного севернее Торонто исправительного центра в Тандер-Бей, где Дойг содержался за совершение связанного с наркотиками преступления. Кроме того, Флетчер был инспектором по условно-досрочному освобождению Дойга, помог ему найти работу и приобрел у него картину за $100.

Дойг, в свою очередь, утверждает, что в тот период он жил со своими родителями в Торонто и не был ни студентом Университета Лейкхед, ни заключенным исправительного центра. Он заявляет, что автором картины был покойный Питер Эдвард Дойдж. Его сестра Мэрилин Дойдж-Бовард подтверждает, что тот учился в Университете Лейкхед и содержался исправительном центре в Тандер-Бей. В данных под присягой письменных показаниях Бовард сообщила, что во время заключения ее брат брал уроки живописи, так что она полагает, что эту картину написал он.

Истцы и ответчик повторили свои заявления перед судом на предварительных слушаниях, открывшихся 8 августа в чикагском Федеральном окружном суде США по Северному Иллинойсу. Адвокат истцов допрашивал Дойга о его творческом методе на протяжении нескольких часов. Председательствовавший судья Гэри Файнерман постановил, что имеющихся материалов достаточно для начала судебного разбирательства. По информации New York Times, решение по этому делу он вынесет после того, как выслушает дополнительные свидетельства. И вот только вчера, 24 августа, суд в конце концов все же признал правоту художника и постановил, что он не писал спорной картины, сообщает АР.

В своем заявлении, процитированном в июльском материале New York Times, дилер Дойга Гордон Венекласен подчеркнул, что в данном случае «у художника и его дилера есть средства на борьбу — но что же происходит с художниками, у которых их может не оказаться?» «Они просто молча смиряются с тем, что неподлинные работы попадают на рынок в результате запугивания и безграничной жадности?» — вопрошает он.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
5
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+