18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Питер Дойг или Пит Дойдж: художника принуждали через суд признать чужую работу своей

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

Сотрудник исправительного учреждения, утверждающий, что купил в 1970-е годы картину Дойга за $100, подал против художника иск размером в $5 млн

Пустынный пейзаж с подписью «Пит Дойдж 76» / ArgoGrou
Пустынный пейзаж с подписью «Пит Дойдж 76» / ArgoGrou

Художник Питер Дойг стал ответчиком в необычном деле об атрибуции картины, написанной в 1970-х годах молодым заключенным. Им, как утверждают его оппоненты, был сам Дойг. Роберт Флетчер, бывший сотрудник исправительного учреждения из Канады, подал против художника иск размером в $5 млн из-за того, что тот отрицает свое авторство находящегося в собственности истца полотна. Чикагский арт-дилер Питер Бартлоу, намеревавшийся помочь Флетчеру продать картину, выступает в роли второго истца по этому делу. Бартлоу и Флетчер также хотят, чтобы суд официально атрибутировал спорное произведение — написанный акрилом на холсте пустынный пейзаж с подписью «Пит Дойдж 76», по их словам, представляющий собой квинтэссенцию стиля художника.

«Вопрос стоит уже не просто о конкретной картине Питера, — рассказал в июле в интервью газете New York Times Гордон Венекласен, продающий работы Питера Дойга в нью-йоркской Michael Werner Gallery, — вопрос стоит об авторстве как таковом. О попытке вынудить художника подписать своим именем чужую работу».

Пять лет назад один знакомый Флетчера обратил внимание на висящую у него дома картину, и хозяин начал собирать информацию о Питере Дойге, многие работы которого стоят около $10 млн. Флетчер утверждает, что знал Дойга в 1970-е годы, когда тот учился на художника в Университете Лейкхед в Онтарио, и наблюдал за созданием самого полотна, будучи сотрудником расположенного севернее Торонто исправительного центра в Тандер-Бей, где Дойг содержался за совершение связанного с наркотиками преступления. Кроме того, Флетчер был инспектором по условно-досрочному освобождению Дойга, помог ему найти работу и приобрел у него картину за $100.

Дойг, в свою очередь, утверждает, что в тот период он жил со своими родителями в Торонто и не был ни студентом Университета Лейкхед, ни заключенным исправительного центра. Он заявляет, что автором картины был покойный Питер Эдвард Дойдж. Его сестра Мэрилин Дойдж-Бовард подтверждает, что тот учился в Университете Лейкхед и содержался исправительном центре в Тандер-Бей. В данных под присягой письменных показаниях Бовард сообщила, что во время заключения ее брат брал уроки живописи, так что она полагает, что эту картину написал он.

Истцы и ответчик повторили свои заявления перед судом на предварительных слушаниях, открывшихся 8 августа в чикагском Федеральном окружном суде США по Северному Иллинойсу. Адвокат истцов допрашивал Дойга о его творческом методе на протяжении нескольких часов. Председательствовавший судья Гэри Файнерман постановил, что имеющихся материалов достаточно для начала судебного разбирательства. По информации New York Times, решение по этому делу он вынесет после того, как выслушает дополнительные свидетельства. И вот только вчера, 24 августа, суд в конце концов все же признал правоту художника и постановил, что он не писал спорной картины, сообщает АР.

В своем заявлении, процитированном в июльском материале New York Times, дилер Дойга Гордон Венекласен подчеркнул, что в данном случае «у художника и его дилера есть средства на борьбу — но что же происходит с художниками, у которых их может не оказаться?» «Они просто молча смиряются с тем, что неподлинные работы попадают на рынок в результате запугивания и безграничной жадности?» — вопрошает он.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+