В музей за покемонами

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

Пока игра Pokemon Go бьет мировые рекорды популярности, музеям приходится приспосабливаться к новой, дополненной реальности

Мобильное приложение с элементами дополненной реальности Pokemon Go стало самой популярной игрой последнего времени. Необходимо как можно больше ходить по городу, собирая виртуальных монстров, изображение которых накладывается на реальный мир. Только в Москве число игроков в августе перевалило за 1,3 млн, то есть ловить карманных монстров пробовал примерно каждый десятый житель столицы, — и это до официального релиза в России. В начале августа число скачиваний приложения в мире превысило отметку в 100 млн, принося своим создателям по $10 млн в день.
Музеям и другим культурным институциям приходится приспосабливаться к новой реальности: в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, например, расположили два покестопа — привязанных к карте места, где игроки могут получать дополнительные очки и необходимые для игры предметы. Причем один из покестопов музей разместил внутри здания, заманивая игроков на временные выставки. На территории Центра Гетти в Лос-Анджелесе находится пять тренажерных залов, где можно устраивать поединки покемонов, а Филадельфийский художественный музей окружен аж восьмью покестопами. Во время, когда музей работает в режиме «заплати, сколько хочешь», были активированы специальные модули, привлекающие редких монстров. По сообщению британского издания Guardian, такие меры принесли свои плоды: посещаемость в «покемоньи» часы возросла на 13% по сравнению с предыдущей неделей и на 25% по сравнению с этим же периодом прошлого года.

Конечно, не все музеи отнеслись к игре с энтузиазмом. Мемориальный музей холокоста в Вашингтоне по понятным причинам обратился к посетителям с просьбой не играть в залах, а позднее разработчики удалили с карты покестоп в этом месте. К нему присоединились Государственный музей Аушвиц-Биркенау в Польше и Мемориальный парк Мира в Хиросиме, которые также были удалены с карты игры как возможные локации.

Российские музеи к появлению Pokemon Go отнеслись в основном спокойно. В пресс-службе Государственной Третьяковской галереи нам сообщили, что игроков в ее стенах не поощряют, но и препятствовать виртуальной охоте не намерены. До сих пор никаких неприятных происшествий игра не вызывала, а если проблемы и возникнут, то решать их будут по мере поступления. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс Северо-Запад» заявил, что «запретов не будет, пока кто-нибудь при ловле покемонов не налетит на витрину». В группе Государственного Русского музея в соцсетях было опубликовано разъяснение ситуации с игрой: «Нам продолжают поступать вопросы двух видов: можно ли в музее ловить покемонов и почему мы не запрещаем ловить покемонов в музее. В ответ мы можем только выразить уверенность в том, что omnia transeunt et id quoque etiam transeat («все проходит, и это тоже пройдет». — TANR)». В Музеях Московского Кремля в ответе на вопрос TANR об игре сослались на слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что «покемоны — это не повод посетить Кремль, сокровищницу мировой культуры». Наш корреспондент, впрочем, видел покестопы внутри Кремля, рядом с Царь-колоколом.Генеральный директор Музейно выставочного объединения «Манеж» Ирина Толпина рассказала, что, поскольку аудитория проектов «Манежа» меняется в зависимости от их тематики, «квесты в дополненной реальности здесь не всегда уместны, так как основной части посетителей это может мешать». Возможность установки покестопов и специальных модулей в Манеже не исключают, если они будут уместны в конкретном проекте.

Некоторые российские институции на приложение смотрят с воодушевлением. Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказал, что считает Pokemon Go прекрасным приложением: «Может быть, сфотографировав покемона, людям удастся посмотреть на искусство под новым углом. Это вопрос того, как показывать искусство и коммуницировать со зрителем. Сегодня Pokemon Go, завтра еще что-то — дополненная реальность развивается. Мне кажется, тренды надо ловить, и я рад, что это происходит. Надеюсь, подобных явлений будет больше». Существующие покестопы музея привязаны к старому зданию «Гаража» — временному павильону, построенному в 2012 году Шигеру Баном и в прошлом году снесенному. В скором времени по просьбе администрации музея они должны будут переехать в его новое здание, бывший ресторан «Времена года».

В пресс-службе Московского музея современного искусства (MMOMA) рассказали, что «покемон-истерия затронула даже некоторых наших сотрудников», а для того, чтобы время, проводимое посетителями в музее, было максимально интересным и насыщенным, помимо экспонирования объектов современного искусства, были установлены дополнительные покеспоты на территории всех корпусов MMOMA.

В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) также не видят в игре ничего плохого: «Современная культура осваивает самые разные области, а мы как центр современного искусства открыты всему новому. Если кто-то впервые окажется в музее, потому что последует за игрой и придет искать в ГЦСИ покестоп (в ГЦСИ он действительно есть, как и во всех крупнейших точках притяжения), и заинтересуется, мы будем только рады и познакомим с нашей работой. Уверены, что он станет нашим постоянным посетителем. Интересно, что и современные художники не обошли стороной тему покемономании и началось это задолго до появления игры Pokemon Go. Мы, например, недавно рассказывали в наших соцсетях о работе одного из художников коллекции ГЦСИ — Гоши Острецова, где использован образ покемона. Почему нет?» 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+