18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апология железного человека

№45
Материал из газеты

Новый каталог королевского оружия и доспехов из Виндзорского замка готовился несколько десятилетий, но ожидание того стоило

Британская королевская коллекция оружия и доспехов, большая часть которой хранится в Виндзорском замке, невелика. Впрочем, скромное количество компенсируется великолепным качеством. Как писал в 1904 году исследователь сэр Ги Лейкинг в каталоге избранных предметов вооружения и рыцарских доспехов из Виндзора, «каждый экспонат [здесь]… выдержит самую строгую экспертизу».

Однако работа самого Лейкинга такой проверки не прошла бы. Кажущийся увесистым, каталог его сравнительно невелик для трудов такого рода и неполон: он содержит только то, что считал важным автор. Вот почему, несмотря на знаменитых владельцев и историю дома, эта коллекция по большей части остается неизвестной. Ученые знали об этом пробеле давно, и в 1980-е годы началась работа по его заполнению, результатом которой и стала только что вышедшая книга. Первоначально над каталогом работали ныне покойные Клод Блэр, хранитель художественного металла в Музее Виктории и Альберта (общая редакция), А.В.Б.Норман (разработчик структуры каталога; рыцарские доспехи, холодное оружие) и Говард Блэкмор (огнестрельное оружие), руководитель Оружейной палаты лондонского Тауэра. Смерть Нормана в 1998-м и Блэкмора в 1999-м нанесла по проекту двойной удар. К счастью, в 2000 году к нему подключился Йен Ивс, хранитель Королевской оружейной палаты (переименованная коллекция Тауэра). Как соавтор первого тома Ивс занялся дальнейшей доработкой и расширением каталога Нормана, написанием статей и введением в него новых элементов.

Даже не упоминая развернутые, продуманные и подробные тексты, можно смело утверждать: каталог Arms and Armour in the Collection of Her Majesty The Queen: European Armour (Оружие и рыцарские доспехи из коллекции ее величества королевы: европейское вооружение) издан роскошно.

Большое количество полностраничных иллюстраций в сочетании с изображением фрагментов и отдельных элементов оружия и доспехов говорит о любви авторов к предмету и уважению к читателям. В книге представлены одни из лучших образцов британского доспеха.

Еще одна характеристика, отличающая эту работу, — включение в текст новейших научных данных. Этим мы обязаны прежде всего аналитическому вкладу Алана Уильямса, занимающегося изучением старинных техник металлообработки. Его должность — королевский оружейник — представляет собой почти уникальное соединение функций хранителя и ученого-куратора.

Важно, что новый редактор сохранил структуру каталога Нормана, где описание декора предшествует всему остальному. Такой подход может удивить, поскольку это описание представлено отдельно от информации о предмете, его основных функциях и происхождении. Но, хотя в этом есть определенное неудобство, решение оставить неизменным стиль написанного большими учеными, дискуссии с которыми на эту тему теперь уже невозможны, достойно уважения.

Перипетии создания книги делают ее выход еще более впечатляющим. Я прекрасно знал о ее долгой истории, но все равно испытал сложные чувства, открыв пакет и увидев в нем «новую» работу корифея, покинувшего мир 20 лет назад. Помимо Нормана как главного составителя каталога, не меньшим сюрпризом оказалось пространное вступление, написанное Блэкмором, и участие в подготовке издания Блэра. Звучащие сегодня впервые слова трех великих ученых ХХ века бросают вызов времени и смерти.

В залах Виндзорского замка с доспехами Генриха VIII не покидает ощущение присутствия там самого короля. Он надевал их при жизни, и они защищали его, как бы являясь продолжением тела. После его смерти они превратились в свидетельство деяний и личности своего владельца. Книга действует на вас схожим образом. Она памятник своим авторам, живым и мертвым, порождающий тот же магический эффект, что и доспехи, описанные в ней с любовью и знанием.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+