18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дачный Петергоф

С 10 августа в Фермерском дворце, расположенном в парке Александрия, работает выставка «Петергофские дачники», она стала 23-й по счету постоянной экспозицией музейного комплекса. По словам директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елены Кальницкой, этой выставкой музей, его сотрудники и гости включились в «историческую игру». Новый культурно-исторический проект в Фермерском дворце действительно обладает игровыми чертами и способен привлечь массового зрителя в летнюю пору.

Дворец, открытый после реставрации в 2010 году, был построен в 1829–1831 годах Адамом Менеласом как ферма и перестроен Андреем Штакеншнейдером к 1860 году в небольшую резиденцию для императора Александра II и его семьи. Окружающий дворец сад стал главной темой еще одной выставки — «натурной» Peterhof Herbarium. Как рассказала ее автор, ландшафтный специалист музея Ольга Волкова, самым старым деревьям здесь 150 лет, они были посажены еще императрицей Александрой Федоровной, женой Николая I.

«Петергофские дачники» разместились в 15 комнатах второго этажа Фермерского дворца, создатели историко-бытовой экспозиции — сотрудники музея-заповедника Вадим Снакин и Александр Белоусов. По словам Белоусова, летняя загородная жизнь в непосредственном соседстве с императорским двором порождала в Петергофе особую социокультурную среду — рядом жили и снимали дачи высшие придворные чины, деятели искусства, крупная буржуазия. Последовательность залов, где развернуты инсталляции из музейных предметов, раскрывает отдельные стороны дачного быта. Концептуально продолжая современный курс на романтизацию «прекрасного прошлого», эта выставка представляет собой зрелищный аттракцион, в чем основная заслуга ее архитектора Сергея Голубкова. Почти каждый эпизод рассказа о летней петергофской жизни дополнен звуковыми и визуальными эффектами. Так, сборы и отправление из города проиллюстрированы звуком паровоза, чаепитие на веранде — пением птиц, а художественная жизнь дачников — живописным этюдом, который постепенно изменяется на обрамленном в багет видеоэкране.

Среди подлинных вещей особый интерес представляет рояль Артура Рубинштейна, отдыхавшего летом в Петергофе, или принадлежавший Матильде Кшесинской гардеробный шкаф. Некоторые экспонаты, в особенности связанные с темой дачного детства, способен тонко прочувствовать всякий современный зритель: из музейных фондов для этой выставки были извлечены пленки проекционного «волшебного фонаря» — витрину с ними сопровождает цитата из воспоминаний Александра Бенуа, а три различные картинки можно увидеть в действии.

В конце экспозиции в отдельном зале демонстрируется часовой фильм, в котором семеро знаменитых дачников нашего времени: писатель Даниил Гранин, историк Яков Гордин, литературовед Борис Аверин, психолог Татьяна Черниговская, проректор Санкт-Петербургского госуниверситета Сергей Богданов, актер Николай Буров, потомок рода Бенуа художница Марианна Шретер — рассказывают об особенностях петербургской дачной культуры.

В «Петербургских письмах» Всеволода Гаршина дан точный очерк летнего времяпрепровождения в Петергофе. Прежде всего писатель отметил, что «петергофские дачники принадлежат большей частью к очень состоятельному классу», и за прошедшие 130 лет здесь мало что изменилось. Впрочем, отличие дачников тех лет от нынешних ярко выразилось в музыкальном конферансе к вернисажу, где был использован зачин народного хита про «лабутены», однако гораздо лучше подошли бы другие строчки Сергея Шнурова: «Вот будет лето — поедем на дачу».

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+