18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Лазурные сезоны

Русский балет и княжество Монако связывает Казино — тот самый великолепный ажурный торт с двумя вычурными башнями, который архитектор Шарль Гарнье, автор здания Парижской оперы, выпек на самом берегу Средиземного моря. В одной — игорной — половине этого дворца, куда более популярного, чем замок правящей династии, главная императорская балерина Матильда Кшесинская проматывала свои миллионы, нажитые непосильным трудом. Беспрестанно ставя на цифру 17, она проиграла все, вплоть до виллы в соседнем Кап-д’Ай, на которой проживала после Октябрьской революции с законным мужем, великим князем Андреем Владимировичем и сыном Вовой. Потеряв жилье на Лазурном берегу, к концу 1920-х она была вынуждена перебраться в Париж и зарабатывать на жизнь частными уроками. Великий князь помогал ей как мог — поливал пол репетиционного зала из садовой лейки.

В другом — театральном — крыле прибрежного дворца в начале 1910-х обосновался Сергей Дягилев со своей антрепризой. В России его частному предприятию вечно вставляли палки в колеса, так что готовить репертуар очередного сенсационного турне «Русскому балету» было сподручнее на Лазурном берегу. С Залом Гарнье (Salle Garnier), оперным театром Монте-Карло (таким же золочено-пышным, украшенным исполинскими кариатидами, как и его парижский собрат, только раза в четыре меньше, рассчитанным всего на 400 зрителей-аристократов), импресарио заключил деловое соглашение: его труппа беспрекословно мимирует во всех оперных постановках театра, за это ей предоставляется бесплатный зал для репетиций и возможность «испытать» новые балеты на публике перед выездом в столицы Европы. Этот самый репетиционный зал — длинный, мрачный, с таким низким потолком, что высоко прыгающие мужчины доставали до него рукой, а женщины, воздетые в верхних поддержках, прикрывали руками головы, чтобы не стукнуться о своды, — стал местом рождения едва ли не всех великих спектаклей 1910–1930-х годов. И верно служил «Балету Монте-Карло» вплоть до начала XXI века.
Смерть Дягилева в 1929 году едва не убила «Русский балет» (в котором, по правде говоря, после Первой мировой войны оказалось полным-полно иностранцев, заменивших свои имена русскими псевдонимами). Труппа распадалась, воссоединялась, меняла названия и хозяев. Хореографом, сумевшим удержать компанию на плаву, стал Леонид Мясин, единственный москвич среди балетных талантов, открытых Сергеем Дягилевым. В 1936 году он стал постоянным балетмейстером «Русского балета Монте-Карло». Труппа считалась неофициальным хранителем дягилевского наследия: в ней долго работали артисты и репетиторы, сохранявшие стиль и аромат репертуара «русских сезонов». Незадолго до Второй мировой компания отправилась завоевывать Америку, где благополучно пережила военное лихолетье. Роковыми оказались послевоенные годы: вернувшись на родину, «Русский балет Монте-Карло» с грехом пополам протянул лет 15 на старом репертуаре, но в 1963-м приказал долго жить. Реинкарнировала его княжеская семья, избавившись от упора на «русскость»: в 1985 году вновь созданный «Балет Монте-Карло» поступил на государственный баланс, став официальной балетной труппой княжества Монако.

Возглавить компанию пригласили парижских «классиков» — знаменитого стилизатора старинных балетов Пьера Лакотта и его жену, парижскую этуаль Гилен Тесмар. Из «Балета Монте-Карло» чета вылепила образцовую академичную труппу с интернациональным репертуаром, в спектаклях которой не считали зазорным танцевать звезды Парижской оперы. Компании не хватало только одного — оригинальности. И в 1993 году высокородная опекунша балета принцесса Ганноверская решается на радикальный поступок: приглашает нового руководителя — молодого авангардиста из Тура, хореографа Жан-Кристофа Майо.

Он тут же развил бурную деятельность: набрал новых артистов, радикально обновил афишу своими постановками и честно попытался возобновить репертуар «Русского балета», благо в подвалах Казино обнаружились ящики с костюмами и аксессуарами балетов еще дягилевских времен. Однако попытки реанимации старых спектаклей оказались безуспешными: многонациональная молодая компания не понимала, как оживить покойную хореографию. И дягилевское прошлое бесповоротно отошло в историю. Вместе с раритетным репетиционным залом, который заменила новая студия труппы — современная, обширная и комфортабельная. Золотой Пале-Гарнье тоже оказался на обочине прогресса, уступив место гигантскому подводному театру «Форум Гримальди».

Впрочем, связи с русским балетом хореограф Майо обрывать не собирался. Гастроли «Балета Монте-Карло» в Москве с его остроумной прокофьевской Золушкой прошли с сенсационным успехом, союз с таким ярким автором показался москвичам чрезвычайно перспективным. Но первый ход сделал «Балет Монте-Карло»: в 2012 году Жан-Кристоф Майо пригласил труппу Большого театра исполнить «белый» акт Лебединого озера, вклинив классическую хореографию в свою собственную, весьма радикальную версию главного русского балета. Москвичи во главе с худруком Сергеем Филиным без колебаний отправились на Лазурный берег встречать Новый год этим гибридным спектаклем. И произвели фурор.

Под бой курантов был скреплен дружеский союз: Большой пригласил Жан-Кристофа Майо в Москву на эксклюзивную постановку. Майо выбрал Шостаковича, слепив из фрагментов его музыки балетную партитуру для универсального сюжета о непростой любви женщины и мужчины. Мировая премьера сочиненного им Укрощения строптивой в 2014 году стала хитом сезона, принесла Большому театру букет «Золотых масок». Балет покатился по гастролям, был отснят на пленку, показан в сотнях кинотеатров по всему миру. Русские артисты обворожили Майо: он набрал в свою труппу славян, солистов Большого стал регулярно занимать в своих спектаклях. В планах — очередной визит княжеской труппы в Москву и очередная постановка хореографа Майо в Большом.

Да и дягилевский дух — его неутомимая жажда новизны, его непременное «удиви меня» — не выветрился с Лазурного берега. Этим летом в оперной части Казино, в историческом Зале Гарнье, состоится мировая премьера Поцелуя феи Игоря Стравинского — любимого дягилевского композитора. Одноактный балет для труппы Монте-Карло ставит молодой хореограф Владимир Варнава, чья большая российская карьера (постановки в Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в Мариинском театре) расцветет лишь на следующий год. Как и в дягилевские времена, «Балет Монте-Карло» вновь опередил европейские столицы: зрители Монако первыми примут Поцелуй нового дарования.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+