Выставка Николая Шестопалова в Русском музее

Николай Шестопалов. Ярославль. Ремонтный завод. 1938
Николай Шестопалов. Ярославль. Ремонтный завод. 1938

Николай Шестопалов — одно из малоизвестных имен в русской живописи прошлого века. Между тем произведения этого художника в 1920-е и 1930-е годы расходились многотысячными тиражами — его пейзажи и жанровые сцены украшали почтовые открытки, но при таком широком распространении имя автора этих работ закономерно оставалось в тени.

Выставка в Русском музее позволяет пристальнее вглядеться в интересный, пусть и скромный эпизод из истории отечественного искусства. Экспозиция в Строгановском дворце включает в себя более 70 произведений живописи и графики из коллекций Русского музея, московской галереи «Веллум» и частных собраний.

Шестопалов считается учеником Репина, однако его путь в искусство был долгим и извилистым: родом из крестьян, ученик церковно-приходской школы, не пройдя по конкурсу в Московское училище живописи, он разумно предпочел поступлению в петербургскую Академию художеств обучение в школе Общества поощрения художеств, откуда перешел в натурный класс Ильи Репина в студии Тенишевой, затем занимался в студии знаменитого гравера Василия Матэ, а после 1905 года уехал в Мюнхен, где учился в рисовальном классе Генриха Книрра. После 1907 года он принимает участие в выставках «Мира искусства» и «Нового товарищества художников», а после революции становится одним из первых членов основанного в 1922 году АХРР. Как у многих художников, манера Шестопалова объединяет русскую живописную школу с импрессионизмом, а в работах историко-революционного жанра начала 1930-х годов появляются отзвуки экспрессионизма.

Судьба художника в советское время сложилась удачно: в 1938 году он написал картину, изображающую Ленина и Сталина в Кремле, — впрочем, в отличие от своего мюнхенского учителя Книрра, который в те же годы стал портретистом другого вождя, работы Шестопалова нельзя назвать официозом. На выставке в Строгановском дворце художник показан прежде всего как певец дореволюционного быта и красоты ушедшей России. Пейзаж был ведущим в творчестве Шестопалова, будь то подмосковные, крымские, среднеазиатские места или даже индустриальные ландшафты Днепрогэса, а в конце жизни — пейзажи пушкинских мест.

Государственный Русский музей, до 5 сентября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+