18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Культуру можно „шерить“»

Российско-британские диалоги «Культурное лидерство в современном мире» в Государственной Третьяковской галерее подошли к концу. На последней встрече журналист, телеведущий, профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев и один из самых известных арт-критиков Великобритании, автор документальных фильмов об искусстве Эндрю Грэм-Диксон обсудили соперничество и сотрудничество культуры и массмедиа.

Две стороны, которые должны были представлять противоположные мнения, оказались на этот раз союзниками. Встретившиеся в зале Врубеля Третьяковской галереи Эндрю Грэм-Диксон и Сергей Медведев не выступали против массмедиа в искусстве, каждый описал их взаимовлияние со своей стороны.

Британский арт-критик во вступительной речи говорил о том, что просмотр телепередач не заменяет опыт общения с искусством, зато после просмотров люди больше путешествуют и встречаются с искусством воочию. Он также считает, что, хотя молодые люди сейчас перешли в виртуальность, в Сети явный недостаток контента, посвященного искусству, и это та ниша, которую надо заполнять. «Снимайте на ваши маленькие камеры. Нам нужно расширение угла зрения, динамичное видение сегодняшнего дня», — предложил Грэм-Диксон.

Сергей Медведев тоже уверен в том, что культура и массмедиа — союзники, а новые медиа — это естественная среда бытования культуры. «Люди чувствуют, что события не произошло, если его не запостили в социальной сети. Сегодняшняя медийная культура — это некая виртуальная оболочка к созданию наших ощущений. А благодаря Интернету она становится еще и тотально коммуникативной, кликабельной», — отметил он. Поклонник телеканалов Mezzo и Arte, Медведев добавил, что благодаря «массификации культуры» на свет появлялись гениальные образцы искусства элитарного и высокого: «В пассионах Баха мы слышим песенки венских улиц, потом это нашло отражение в гениальных симфониях Малера. Вспомним интеграцию массовой культуры в систему авангарда. Здесь нет противоречий, все закономерно». Размышляя о том, теряет ли что-то культура, упаковываясь в медиаформат, гость ГТГ заметил, что, скорее, наоборот: «Мы можем видеть динамическую историю картины. Происходит „уберизация“ культуры, появляются невероятно интересные форматы, культуру можно „шерить“. Я преисполнен оптимизма относительно того, что наша новая виртуальная среда несет нам». Сергей Медведев рассказал также о преимуществах радио перед телевидением (в чем с ним согласился иностранный гость — «камера очень нетерпелива!»), о роли государства, которое тратит деньги не на образование и инвестиции в культуру, а на задачи управления и развлекательные «ценности». Эндрю Грэм-Диксон, в свою очередь, коснулся вопросов симплификации искусства в массмедиа, методов подачи искусства, а также удивительной возможности неограниченно смотреть и слушать творения давно умерших людей.

Пытливые слушатели не оставили экспертов без вопросов. Они интересовались проблемой тиражирования искусства («только хорошее искусство может выдержать тиражирование»), низкими рейтингами передач об искусстве на общественном телевидении («нужны харизматичные представители из общества, которые бы мастерски популяризировали культуру»), выбором тем для программ и статей («вглядываясь в искусство, вы всегда видите свою собственную тень»), а также тем, насколько «пережевано» должно быть искусство, чтобы стать понятным.

Цикл русско-британских диалогов проходил в Третьяковской галерее при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и при участии Academia Rossica (Лондон). Мероприятие было частью образовательной программы к выставке «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи», которую еще можно успеть увидеть (до 24 июля).

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+