18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Культуру можно „шерить“»

Российско-британские диалоги «Культурное лидерство в современном мире» в Государственной Третьяковской галерее подошли к концу. На последней встрече журналист, телеведущий, профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев и один из самых известных арт-критиков Великобритании, автор документальных фильмов об искусстве Эндрю Грэм-Диксон обсудили соперничество и сотрудничество культуры и массмедиа.

Две стороны, которые должны были представлять противоположные мнения, оказались на этот раз союзниками. Встретившиеся в зале Врубеля Третьяковской галереи Эндрю Грэм-Диксон и Сергей Медведев не выступали против массмедиа в искусстве, каждый описал их взаимовлияние со своей стороны.

Британский арт-критик во вступительной речи говорил о том, что просмотр телепередач не заменяет опыт общения с искусством, зато после просмотров люди больше путешествуют и встречаются с искусством воочию. Он также считает, что, хотя молодые люди сейчас перешли в виртуальность, в Сети явный недостаток контента, посвященного искусству, и это та ниша, которую надо заполнять. «Снимайте на ваши маленькие камеры. Нам нужно расширение угла зрения, динамичное видение сегодняшнего дня», — предложил Грэм-Диксон.

Сергей Медведев тоже уверен в том, что культура и массмедиа — союзники, а новые медиа — это естественная среда бытования культуры. «Люди чувствуют, что события не произошло, если его не запостили в социальной сети. Сегодняшняя медийная культура — это некая виртуальная оболочка к созданию наших ощущений. А благодаря Интернету она становится еще и тотально коммуникативной, кликабельной», — отметил он. Поклонник телеканалов Mezzo и Arte, Медведев добавил, что благодаря «массификации культуры» на свет появлялись гениальные образцы искусства элитарного и высокого: «В пассионах Баха мы слышим песенки венских улиц, потом это нашло отражение в гениальных симфониях Малера. Вспомним интеграцию массовой культуры в систему авангарда. Здесь нет противоречий, все закономерно». Размышляя о том, теряет ли что-то культура, упаковываясь в медиаформат, гость ГТГ заметил, что, скорее, наоборот: «Мы можем видеть динамическую историю картины. Происходит „уберизация“ культуры, появляются невероятно интересные форматы, культуру можно „шерить“. Я преисполнен оптимизма относительно того, что наша новая виртуальная среда несет нам». Сергей Медведев рассказал также о преимуществах радио перед телевидением (в чем с ним согласился иностранный гость — «камера очень нетерпелива!»), о роли государства, которое тратит деньги не на образование и инвестиции в культуру, а на задачи управления и развлекательные «ценности». Эндрю Грэм-Диксон, в свою очередь, коснулся вопросов симплификации искусства в массмедиа, методов подачи искусства, а также удивительной возможности неограниченно смотреть и слушать творения давно умерших людей.

Пытливые слушатели не оставили экспертов без вопросов. Они интересовались проблемой тиражирования искусства («только хорошее искусство может выдержать тиражирование»), низкими рейтингами передач об искусстве на общественном телевидении («нужны харизматичные представители из общества, которые бы мастерски популяризировали культуру»), выбором тем для программ и статей («вглядываясь в искусство, вы всегда видите свою собственную тень»), а также тем, насколько «пережевано» должно быть искусство, чтобы стать понятным.

Цикл русско-британских диалогов проходил в Третьяковской галерее при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и при участии Academia Rossica (Лондон). Мероприятие было частью образовательной программы к выставке «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи», которую еще можно успеть увидеть (до 24 июля).

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+