На арт-форуме Cosmoscow поговорили об открытости, деньгах и хулиганстве

Маргарита Пушкина / Cosmoscow
Маргарита Пушкина / Cosmoscow

Новую премию молодым художникам, инвестиции в искусство, ответственность галерей и коллекционеров перед своими художниками, а также присутствие российского современного искусства на международной арене обсудили на арт-форуме Cosmoscow в Москве.

Арт-форум ярмарки Cosmoscow проходит уже второй раз, вновь поднимая актуальные вопросы функционирования сферы искусства. Встречу вела Маргарита Пушкина, директор и основатель ярмарки. В рамках форума ярмарка Cosmoscow и швейцарский банк Credit Suisse объявили о запуске «Премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников» (Credit Suisse Cosmoscow Prize for Young Artists). Она будет спонсирована банком, а победители будут объявлены на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в Москве с 8 по 11 сентября.

Ари Амайа-Аккерманс, в прошлом модератор круглых столов на Art Basel, задал первой части дискуссии серьезное направление, заговорив о разобщенности международного арт-сообщества. Глава художественной коллекции банка Credit Suisse, партнера ярмарки, Андре Роггер подтвердил актуальность темы, отметив, что в Швейцарии, например, сегодня неожиданно живо движение против digital-искусства и оцифровывания. Куратор Музея современного искусства «Гараж» Анастасия Митюшина рассказала, как использовать «энергию аудитории», что музей и сделал с выставкой «Единомышленники», пригласив людей с ограниченными возможностями помочь кураторам. Надим Самман, куратор основного проекта открывшейся на днях Московской международной биеннале молодого искусства, отметил, что уже 25 лет внимательно изучает русское искусство, а с молодыми художниками начал работать после общения со старшим поколением — концептуалистами, такими как Игорь Макаревич и Елена Елагина. Свою роль в искусстве он тоже назвал образовательной. «Лет восемь тому назад директор Санкт-Петербургской академии художеств показывал мне их 100-летний устав и гордо говорил, что академия до сих пор следует ему. Слава богу, я вижу сегодняшние работы выпускников института «Стрелка», учеников Сергея Браткова, и это люди с открытой точкой зрения. Сегодняшнее искусство должно быть открытым», — считает он.

Тему международного сотрудничества продолжили и во второй части дискуссии, посвященной молодым галереям и принципам их работы. Мариана Гогова, куратор и основатель Artwin Gallery, отметила, что их галерея устанавливает контакты со странами СНГ: Казахстаном, Азербайджаном, где открылись ее выставочные пространства. Молодые восточные художники очень интересны, причем Гогова подчеркнула: «У нас есть очень хороший пул художников-женщин. Женщины-художники — это наша цель». Своими достижениями и планами поделились также арт-директор и куратор галереи RuArts Катрин Борисов, основатель брюссельской галереи Super Dakota Дэмиен Рожье, директор таллинской галереи Temnikova & Kasela Ольга Темникова. Галеристы отметили, что делают все возможное для продвижения художников: активно выставляют их на российских и международных площадках и ярмарках, запускают образовательные программы, поддерживают и расширяют дружеские и рабочие связи. Вопрос Дэмиена Рожье, чем является продажа работы художника — финансовой или интеллектуальной инвестицией, всполошил зал. Мариана Гогова заявила, что удачная покупка — это прежде всего отличное финансовое вложение (за что потом долго расплачивалась) и все рыночные механизмы галерист должен объяснять покупателю. Ольга Темникова высказала мнение, что художественная сфера сейчас настолько ориентирована на рынок, что избежать их взаимовлияния невозможно. Катрин Борисов добавила, что, несмотря ни на что, покупатель с вопросом «сколько это будет стоить в будущем» ей неприятен.

Заключительная часть дискуссии собрала молодых коллекционеров, а ее модератор Антонио Джеуза сразу же попросил выступающих не упоминать слово «инвестиция». «Коллекционирование — это лайфстайл и часть жизни», — подчеркнула в своем выступлении сооснователь Smart Art Анастасия Карнеева. Коллекционер Иван Исаев рассказал, как в процессе коллекционирования так увлекся общением с художниками, что решил стать куратором. Владелица лондонского арт-консультационного агентства The Art Partners Мария Королевская отметила, что для нее важнее всего образовательная программа, а в планах — форумы и встречи, где маститые коллекционеры делились бы опытом с начинающими коллегами. Евгения Попова, коллекционер, совладелец некоммерческого фонда Popov Foundation, куратор журнала ДИ, затронула тему патронских программ и предложила всем присутствующим не оставаться безучастными в таком важном деле, как обеспечение будущего культурного наследия для следующих поколений.

Достойным завершением арт-форума стала беседа с молодыми художницами Анной Титовой и Светланой Шуваевой. Анна Титова рассказала о своей выставке в рамках Венецинской биеннале, а у Светы Шуваевой, «художника года Cosmoscow», корреспондент TANR поинтересовалась, насколько хулиганским может быть искусство, чтобы быть правильно воспринятым зрителем. «Самое классное искусство — это одновременно и самое хулиганское», — ответила она, и на этой бодрой ноте форум подошел к концу.

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в московском Гостином Дворе с 8 по 11 сентября.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+