18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Внимание ведущих музеев и художников приковано к тысячам беженцев

№45
Материал из газеты

Художники и культурные институции все чаще обращаются к проблеме миграционного кризиса в Европе

Ай Вэйвэй в мае представил новую работу, посвященную продолжающему набирать обороты гуманитарному кризису в Европе и на ее границах. Китайский художник, организовавший временную мастерскую на греческом острове Лесбос, на своей выставке в Музее кикладского искусства в Афинах сопоставляет древнегреческий погребальный сосуд для сбора слез плакальщиков с баллонами слезоточивого газа, которым разгоняли беженцев из лагеря Идомени на границе Греции с Македонией. Среди других работ с выставки Ай Вэйвэй в Музее кикладского искусства (до 30 октября), также посвященных нелегкой судьбе мигрантов, — Обои для iPhone (2016), коллаж, состоящий из 12,03 тыс. снятых художником на смартфон снимков людей, ищущих убежища.

«Как будто я упал в глубокую черную дыру, — так говорит художник о своем первом визите на Лесбос, ставший перевалочным пунктом для более 80% беженцев, прибывающих в Европу. — Мы ехали по берегу, и вдруг я увидел пустую лодку, которую относило в море. Я выскочил из машины и запрыгнул в нее, она была наполовину затоплена. И долго сидел там, представляя, как меня поглощает океан. Вот тогда я и решил перенести свою студию на Лесбос».

Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке одним из последних присоединился к обсуждению гуманитарного кризиса, который до сих пор рассматривался в основном как проблема Ближнего Востока и Европы. Здесь показывают серию фильмов марокканско-французской художницы Бухры Халили о восьми нелегальных мигрантах (до 28 августа), а 1 октября откроется выставка, посвященная архитектуре приютов и лагерей для беженцев.

Директора MoMA Гленна Лоури недавно пригласили на CNN редактировать серию видеосюжетов на тему миграции. «Думаю, 2016-й может стать решающим годом для всех нас», — говорит Лоури, отмечая, что именно художники многие годы противостояли последствиям массовых миграций. В пример он приводит работу Халили Путешествие по карте, созданную в 2008–2011 годах. В фильме показывают беженцев, отмечающих черным маркером на политической карте мира свой путь, параллельно за кадром они рассказывают истории своей жизни. «[Халили] близко к сердцу принимает этот кризис... и она заставляет нас понять, что это касается каждого и просто нельзя оставаться равнодушным», — замечает Лоури.

Европейские музеи первыми встали на защиту беженцев. Некоторые из них начали работать непосредственно с мигрантами задолго до нынешнего кризиса. Так, Музей современного искусства «Луизиана» из датского города Хумлебек в 2006 году запустил проект Путешествия с искусством. В апреле он был отмечен наградой Международного совета музеев как лучшая инициатива: это художественные занятия для детей-беженцев при участии датского отделения Красного Креста. Фокус проекта в последние годы сместился, по словам его руководителя Лин Али Хайдер. В 2006 году большинство прибывающих в Данию детей были в возрасте от 8 до 12 лет, они искали убежища вместе со своими семьями. Теперь же среди мигрантов много несовершеннолетних, от 16 до 18 лет, приехавших без взрослых. «Взаимодействие с искусством, погружение в мир творчества и возможность общаться с ровесниками в спокойной обстановке — все это очень важно для этих молодых людей, которые, естественно, очень беспокоятся по поводу своего будущего», — говорит Хайдер.

Датско-исландский художник Олафур Элиассон совместно с Музеем современного искусства Тиссен-Борнемиса (TBA21) в Вене организовал проект под названием Зеленый свет. До начала июня беженцы и мигранты, а также местные студенты приглашались поучаствовать в художественных мастер-классах, где можно было научиться делать лампы из переработанных материалов. «Зеленый свет — символ гостеприимства, — объясняет Элиассон. — Совместно работая в художественном контексте, участники смогут не только создать элементы модульного освещения, но и сформировать общую среду, в которой различия не только принимаются, но и приветствуются». Лампы, изготовленные из стаканчиков для йогурта, пластиковых пакетов, нейлона и неоновых зеленых светодиодов, стоят €300. Вырученные средства перечисляются в фонд Красного Креста в Вене и на другие проекты помощи беженцам в Австрии.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+