18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

На грани фантастики. Искусство, проверенное электроникой

№45
Материал из газеты

Мегапроект Политехнического музея и центра Ars Electronica о будущем Земли

Все экспонаты выставки Лаборатория Земля, открывшейся на территории «Красного Октября», — произведения искусства и новых технологий одновременно: они излучают электромагнитные волны, пульсируют, сканируют и генерируют нечто из области научной фантастики. А сами участники выставки больше напоминают ученых из воображаемого НИИ медиаарта, которые проектируют будущее, следуя по стопам Леонардо да Винчи, не разделявшего занятия искусством и наукой. Эту научно-художественную лабораторию придумали совместно две ведущие институции, занимающиеся «умным искусством»: Политехнический музей и центр Ars Electroniсa (крупнейший фестиваль в австрийском Линце, куда ежегодно съезжаются физики и лирики со всего мира). Теперь работы призеров Ars Electrоnica последних трех лет, отобранные кураторами Мануэлой Нуво и Натальей Фукс, можно увидеть в Москве вместе с новинками наших авторов.

Все участники выставки условно делятся на теоретиков и практиков. Первые вдохновенно превращают физические явления в художественные, визуализируют новейшие научные теории. Вторые обращены к человеку и изобретают арт-объекты, которые могли бы облегчить или просто украсить земную жизнь. Исландец Финнбоги Петюрссон в своей инсталляции Земля делает видимым электромагнитное поле нашей планеты, переводя звук в изображение. В огромном бассейне генерируется вибрация на частоте 7,8 Гц, создавая физическое явление с романтичным названием «резонанс Шумана», названным так в честь физика Винфрида Отто Шумана, открывшего волновое взаимодействие Земли и ионосферы. А художник и музыкант ::vtol:: (Дмитрий Морозов) в своем свето-музыкальном объекте Разделитель представляет и вовсе принцип квантово-волнового дуализма. Лучи света затеняются вращающимися вентиляторами таким образом, что в итоге световая система начинает издавать еще и звуковые волны.

Среди практиков — Масуд Хасани, спроектировавший Mina Kafon, с помощью которого можно обнаружить мины, оставленные во время военных действий. Этот большой шар состоит из множества соединенных железным ядром бамбуковых стержней, к которым присоединены «ноги». Перекатываясь по земле, шар натыкается своими пластиковыми ногами на мины. Хитроумное и недорогое устройство способно заменить робота-сапера.

Инсталляция немецкой художницы Урсулы Нойгебауэр также будет понятна любому человеку, далекому от науки. Будто от дуновения невидимого ветра начинают крутиться манекены в длинных алых платьях. Как и все работы на выставке, инсталляция построена на основе новейшего программирования, однако чудо состоит все же в том, чтобы напрочь забыть о технологиях, просто наслаждаясь этим удивительным танцем.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+