18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из ада в рай перелетая: как у 100 персонажей проявились эмоции

№44
Материал из газеты

Инновационный метод очистки вернул фламандской шпалере утраченную четкость — на лицах героев проступили страх и ужас, благоговение, любопытство или почтение — в зависимости от того, в какую сторону персонажи направляются

Вустерский художественный музей в Мас­сачусетсе празднует возвращение своего 511-летнего любимца, помолодевшего и получившего новую атрибуцию после двух лет реставрационных работ в мастерской, расположенной за 5,6 тыс. км от дома. Фламандская шпалера Страшный суд, созданная в Брюсселе приблизительно в 1505 году и входящая в цикл из десяти ковров Искупление грехов человеческих, заняла прежнее место в экспозиции, откуда ее сняли в 1990 году по соображениям сохранности.

Шпалера попала в коллекцию музея в 1935 году, ее приобрел молодой тогда и энергичный директор Фрэнсис Генри Тейлор, впоследствии возглавивший нью-йоркский Метрополитен-музей. К возвращению шедевра вустерский музей приурочил выставку, посвященную его реставрации и новым методам исследования тканей.

По словам Риты Альбертсон, старшего реставратора музея, этот сюжетный ковер был создан в эпоху технического и эстетического расцвета шпалерного ткачества. Тогда знаменитейшие художники Северной Европы участвовали в разработке дизайна ковров, стремясь привнести в эту сферу такие достижения живописи, как трехмерность. «Ткачи черпали вдохновение в творчестве великих, — рассказывает Альбертсон. — В их число входил работавший в Брюсселе и в Антверпене художник Колин де Котер». Именно он, как установила бельгийка Катлин Перье-Д’Итерен, создал картон и для вустерского Страшного суда. Считается, что шпалера входила в коллекцию португальского короля Мануэла I.

Пыль, выцветание, вызванное синтетическими красителями предыдущих реставраций, а также общая изношенность от 55-летнего непрерывного экспонирования сделали шпалеру с изображением более 100 трехмерных фигур трудночитаемой. Благодаря финансовой поддержке Фонда Рене и Карин Йонкхере при брюссельском Фонде короля Бодуэна экспонат отправили в бельгийский город Мехелен. Королевская шпалерная мануфактура De Wit, семейная мастерская, основанная 127 лет назад и сегодня специализирующаяся на реставрации и консервации текстильных изделий, разработала инновационный метод очистки ковров при помощи аэрозоля, высасывающего из ткани пыль и грязь без погружения в водяную баню.

Благодаря этому минимализируется риск того, что ткань сядет, полиняет или сморщится. Старинную шпалеру, разложенную на специальном впитывающем столе, опыляют мягким очищающим раствором, который проникает в ткань на протяжении часа.

Специалисты устранили поблекшие элементы предыдущих реставраций. По мнению директора фирмы Ивана Маса Де Вита, эти вмешательства были сделаны в конце XIX или в начале ХХ века, когда появились синтетические анилиновые красители. Нестабильность их обнаружилась лишь много лет спустя.

Альбертсон говорит, что заметнее всего перемены в лицах изображенных на шпалере людей. «Раньше они были серыми и безжизненными. Теперь на них можно разглядеть лица: морщины, пряди волос, брови, цвет глаз. Стало видно разнообразие охватывающих их эмоций, неразличимых до реставрации: благоговение, любопытство, почтение, страх и ужас — в зависимости от того, куда направляются эти персонажи, в ад или в рай».

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+