18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Богатейшая улица мира

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

Из чего складывалась многонациональная культура Лиссабона в эпоху Возрождения, можнопроследить на примере главной торговой артерии португальской столицы

Картина неизвестного художника XVI в. под названием Новая торговая улица с многочисленными персонажами африканского происхождения свидетельствует: в период расцвета Лиссабон претендовал на статус центра мира / The Society of Antiquaries, Kelmscott Manor, Oxfordshire
Картина неизвестного художника XVI в. под названием Новая торговая улица с многочисленными персонажами африканского происхождения свидетельствует: в период расцвета Лиссабон претендовал на статус центра мира / The Society of Antiquaries, Kelmscott Manor, Oxfordshire

В1866 году прерафаэлит Данте Габриэль Россетти приобрел картину конца XVI века с изображением оживленной улицы в неизвестном городе, принадлежавшую, по его мнению, школе Веласкеса. Разрезанная на две части, она украшала лондонский дом Россетти, а затем была перевезена в поместье Келмскотт, где хранится до сих пор. Только в 2009 году историк Кейт Лоу и искусствовед Анна-Мария Джордан Гшвенд установили: улица на картине — это лиссабонская Руа-Нова-дош-Меркадореш, Новая торговая улица, названная кем-то «одной из богатейших улиц в мире». Руа-Нова служила торговым и культурным центром города, перестраивавшегося на средства, стекавшиеся сюда благодаря португальской торговле по всему свету. Это была своего рода лиссабонская площадь Святого Марка, место проведения  церемоний и демонстрации могущества. Или, если точнее, ее Риальто, «Пятая авеню и Бонд-стрит того времени». Здесь располагались дома и лавки купцов, где продавали экзотику эпохи Великих географических открытий. Со всей Европы съезжались сюда за товарами и впечатлениями. Лиссабон был городом мирового значения, и это полотно неизвестного фламандца свидетельствует о его уникальном положении.

Опознание города на картине особенно ценно, так как изображения Лиссабона эпохи Возрождения крайне редки. Многое было утрачено из-за сильнейшего землетрясения 1755 года, когда погибли произведения искусства, их описи и накопленные свидетельства, способные помочь нам составить представление о динамичности этого города, через который товары со всего мира и иноземные обычаи проникали в Европу. На Руа-Нова и в прилегавших к ней кварталах можно было купить все, что существует на свете: фарфор династии Мин, попугаев, слоновую кость со Шри-Ланки, ювелирные изделия, лакированную утварь, азиатские ткани и резной горный хрусталь.

В ключевых статьях сборника Гшвенд и Лоу рассматривают изображение деловой улицы, разбирая вопросы лиссабонской идентичности и смешения рас, анализируя материю самого города и воссоздавая возникшие там торговые связи. Далее рассказывается о товарах, купленных на Руа-Нова, и о торговых системах, благоприятствовавших производству, приобретению и перемещению произведений искусства по всему миру, а также о сформировавшихся на их основе структурах потребления жителей самого Лиссабона.

Хью Креспо использует опись имущества купеческого дома, дабы рассмотреть, какими предметами пользовались в повседневности португальцы. К концу XVI века восточные шелковые ткани и позолоченная мебель переполнили рынок, поэтому для королевской семьи и знати интерес представляли лишь самые изысканные образцы. То, что раньше имело статус предметов роскоши, стало привычным для среднего класса из-за увеличения объемов ввозимых восточных товаров. К примеру, в сопровождающих груз документах одного корабля значится 19 тыс. азиатских вееров. Другое судно в 1518 году везло более 2 т азиатского шелка с Малабарского берега. В течение столетия эти цифры росли. В книге содержатся исследования, посвященные видам произведений декоративно-прикладного искусства: шри-ланкийской гравировке по горному хрусталю, индомусульманским лакированным щитам, индийским фигуркам из слоновой кости на христианские сюжеты. Они показывают, насколько разветвленной была торговля, позволявшая европейцам поставлять на местный рынок предметы, использовавшие художественные стили из самых разных уголков Земли. Таким образом, авторы этой книги заложили основу для дальнейшего исследования пока еще недостаточно изученной темы развития вкусов в эпоху Возрождения. 

Annemarie Jordan Gschwend and K.J.P.Lowe, eds. / The Global City: On the Streets of Renaissance Lisbon. Paul Holberton Publishing. 296 с. £40 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+