Британцы спасают древнейшую настенную живопись Эфиопии

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

Полноценная церковь XII века расположена внутри пещеры горного комплекса Ласта над лесами можжевеловых деревьев. Здесь до сих пор селятся священники и паломники, хотя добраться до Йимрехане Кристос весьма сложно

Одна из росписей в церкви Йимрехане Кристос, до начала реставрации. Все фрески покрыты слоем грязи и лака, нанесенного во время одного из предыдущих подновлений, признанных неудачными / Stephen Battle/World Monuments Fund
Одна из росписей в церкви Йимрехане Кристос, до начала реставрации. Все фрески покрыты слоем грязи и лака, нанесенного во время одного из предыдущих подновлений, признанных неудачными / Stephen Battle/World Monuments Fund

Начат проект по консервации древнейших настенных росписей Эфиопии, датируемых примерно 1100 годом. Находятся они в церкви Йимрехане Кристос — полноценном здании, возведенном внутри пещеры в горах Ласта на севере страны на высоте 2,7 тыс. м. Попасть сюда до недавнего времени можно было только пешком (дорога занимает день) или на муле из города Лалибэла. Внутри храма так темно, что фрески нашли лишь в 1990‑х годах, а первая публикация, посвященная им, вышла в 2001-м. Проект осуществляется лондонским Фондом наследия Эфиопии при поддержке Фонда мировых памятников. Работы ведут реставраторы Лиза Шекеди и Стивен Рикерби; по их словам, росписи находятся в «очень уязвимом и опасном состоянии».

Йимрехане Кристос — царь из династии Загве, правивший с 1087 по 1127 год. Церковь построена в период его правления или вскоре после смерти. За храмом, если углубиться в пещеру, покоятся кости тысяч паломников, прибывавших сюда из Египта, Палестины и Сирии, дабы умереть именно здесь. Священники и отшельники по-прежнему живут в окрестностях пещеры.

Эта церковь длиной 13 м и высотой 8 м — выдающийся образец архитектуры периода после Аксумского царства. Она построена из перемежающихся слоев египетского дерева и оштукатуренного иерусалимского камня, что делает стены полосатыми.

Жак Мерсье из парижского Национального научно-исследовательского центра и Дэвид Филлипсон из Кембриджского университета убеждены, что фрески находятся в церкви с момента ее постройки. Фонд эфиопского наследия называет их древнейшими в стране настенными росписями. Фигуративные изображения — сцены из Нового Завета, однако сегодня на них ничего нельзя разобрать из-за грязи. Деревянный потолок украшен 17 расписными медальонами с фигурами птиц и зверей, а также слона, скорпиона, дракона и крылатого существа.

Ранее предпринимались неудачные попытки сохранить росписи. В конце ХХ века их покрыли слоем лака, из-за чего фрески потемнели; кроме того, лак усилил отслаивание краски. Пару лет назад для снятия пыли с изображений использовали кисть, стершую небольшие красочные фрагменты. Нынешний проект станет первой в истории этого храма реставрацией, которая будет выполняться по современным стандартам. Фонд американских послов по сохранению культурного наследия поддержал проект взносом в размере $150 тыс.

Начальный этап изучения фресок включает в себя исследование под микроскопом, ультрафиолетовый и инфракрасный анализ. Образцы краски проанализированы для определения оригинальных пигментов и более поздних материалов. В храме установят контрольные датчики, фиксирующие изменения температуры и уровня влажности. Для слежения за колебаниями конструкции команда из Кейптаунского университета проводит лазерное сканирование, создавая 3D-модели церкви и пещеры. Рикерби и Шекеди надеются провести две месячные кампании, закончив консервационные работы в начале 2017 года. Их первоочередная задача — стабилизация осыпающейся краски, а следующая — расчистка изображений. Исследование и реставрация должны ответить на главную загадку Йимрехане Кристос: откуда родом авторы ее росписей? Ученые находят здесь параллели с коптской живописью, однако природа ранних художественных связей между Эфиопией и Египтом остается пока неизвестной. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+