18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британцы спасают древнейшую настенную живопись Эфиопии

№44
Материал из газеты

Полноценная церковь XII века расположена внутри пещеры горного комплекса Ласта над лесами можжевеловых деревьев. Здесь до сих пор селятся священники и паломники, хотя добраться до Йимрехане Кристос весьма сложно

Начат проект по консервации древнейших настенных росписей Эфиопии, датируемых примерно 1100 годом. Находятся они в церкви Йимрехане Кристос — полноценном здании, возведенном внутри пещеры в горах Ласта на севере страны на высоте 2,7 тыс. м. Попасть сюда до недавнего времени можно было только пешком (дорога занимает день) или на муле из города Лалибэла. Внутри храма так темно, что фрески нашли лишь в 1990‑х годах, а первая публикация, посвященная им, вышла в 2001-м. Проект осуществляется лондонским Фондом наследия Эфиопии при поддержке Фонда мировых памятников. Работы ведут реставраторы Лиза Шекеди и Стивен Рикерби; по их словам, росписи находятся в «очень уязвимом и опасном состоянии».

Йимрехане Кристос — царь из династии Загве, правивший с 1087 по 1127 год. Церковь построена в период его правления или вскоре после смерти. За храмом, если углубиться в пещеру, покоятся кости тысяч паломников, прибывавших сюда из Египта, Палестины и Сирии, дабы умереть именно здесь. Священники и отшельники по-прежнему живут в окрестностях пещеры.

Эта церковь длиной 13 м и высотой 8 м — выдающийся образец архитектуры периода после Аксумского царства. Она построена из перемежающихся слоев египетского дерева и оштукатуренного иерусалимского камня, что делает стены полосатыми.

Жак Мерсье из парижского Национального научно-исследовательского центра и Дэвид Филлипсон из Кембриджского университета убеждены, что фрески находятся в церкви с момента ее постройки. Фонд эфиопского наследия называет их древнейшими в стране настенными росписями. Фигуративные изображения — сцены из Нового Завета, однако сегодня на них ничего нельзя разобрать из-за грязи. Деревянный потолок украшен 17 расписными медальонами с фигурами птиц и зверей, а также слона, скорпиона, дракона и крылатого существа.

Ранее предпринимались неудачные попытки сохранить росписи. В конце ХХ века их покрыли слоем лака, из-за чего фрески потемнели; кроме того, лак усилил отслаивание краски. Пару лет назад для снятия пыли с изображений использовали кисть, стершую небольшие красочные фрагменты. Нынешний проект станет первой в истории этого храма реставрацией, которая будет выполняться по современным стандартам. Фонд американских послов по сохранению культурного наследия поддержал проект взносом в размере $150 тыс.

Начальный этап изучения фресок включает в себя исследование под микроскопом, ультрафиолетовый и инфракрасный анализ. Образцы краски проанализированы для определения оригинальных пигментов и более поздних материалов. В храме установят контрольные датчики, фиксирующие изменения температуры и уровня влажности. Для слежения за колебаниями конструкции команда из Кейптаунского университета проводит лазерное сканирование, создавая 3D-модели церкви и пещеры. Рикерби и Шекеди надеются провести две месячные кампании, закончив консервационные работы в начале 2017 года. Их первоочередная задача — стабилизация осыпающейся краски, а следующая — расчистка изображений. Исследование и реставрация должны ответить на главную загадку Йимрехане Кристос: откуда родом авторы ее росписей? Ученые находят здесь параллели с коптской живописью, однако природа ранних художественных связей между Эфиопией и Египтом остается пока неизвестной. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+