Ступу Трех Драгоценностей сносить не собираются

Фото: Музей Востока
Фото: Музей Востока

Слух о сносе буддийского монумента — Ступы Трех Драгоценностей —полностью опровергли на пресс-конференции в Государственном музее Востока.

Открытие ступы состоялось на территории Международного центра Рерихов в июне 2008 года. Монумент был передан в дар Музею им. Н.К.Рериха в качестве музейного экспоната, посвященного 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Он был и остается единственной канонической буддийской ступой в Москве, в основание которой заложены буддийские реликвии: частицы праха Будды Шакьямуни — жившего 2500 лет назад основателя современной религии буддизма, и еще более древнего Будды Кашьяпы, а также 200 частиц праха других буддийских учителей. 

В начале этого лета стало известно, что ряд зданий в Малом Знаменском переулке, в котором располагается Международный центр Рерихов, переходит в оперативное управление Государственного музея Востока. В СМИ появилась информация о том, что религиозный памятник, за который никто не несет юридической ответственности, предположительно снесут.

Как пояснил на встрече советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак, ситуация обострялась тем, что Музей им. Н.К.Рериха незаконно занимал строение 5 в Малом Знаменском, перешедшее в управление Музея Востока. Кроме того, под ступой были обнаружены не зафиксированные документально подвальные помещения. Вот что говорит об этом заместитель генерального директора Музея Востока Тигран Мкртычев: «Когда наша комиссия по проверке эффективности использования и сохранности объектов недвижимости посетила Международный центр Рерихов с просьбой предоставить разрешающие строительство документы, нам ничего не показали. Зато сразу спросили, приедем ли мы на бульдозере сносить ступу. Руководство центра Рерихов не нашло ничего лучше, как поднять волну в среде буддийской общественности для решения административных проблем». Тигран Мкртычев и Кирилл Рыбак заверили, что на самом деле в обращении к Музею им. Н.К.Рериха никаких упоминаний о ступе не было и ее ни при каких условиях не собирались сносить. И все же в степени сакральности объекта усомнились. «Монумент используют, чтобы прикрыть факт существования под ним незаконного подвального помещения, — считает Тигран Мкрытчев. — Это нарушает порядок существования ступы как сакрального объекта». А Надежда Беркенгейм, вице-президент Тибетского дома, который частично спонсировал возведение объекта, добавила, что, согласно буддийским верованиям, раскопки под монументом такого значения возмущают мир духов и приводят к неблагоприятным для человека последствиям.

В свою очередь первый заместитель гендиректора Музея им. Н.К.Рериха Павел Журавихин на запрос TANR о том, что же находится в упомянутом подвале и существует ли он вообще, ответил так: «Под ступой находится земля, а подвал находится совершенно в другом месте. Когда к нам пришла комиссия, они сразу стали говорить, что весь наш музей — самострой. Они у нас документы даже не спрашивали. Строительство ступы было документально заверено: ступа — экспонат музея, и у нас есть подтверждающие это документы от Москомнаследия». Также замдиректора отметил, что Росимущество действительно передало в оперативное управление Музею Востока ряд зданий, но с некоторым обременением. А именно, по его словам, безвозмездным использованием строений Музеем им. Н.К.Рериха.

Пока, как отметила Надежда Беркенгейм, у ступы нет легитимного статуса по закону РФ, но, по ее мнению, именно Музей Востока сможет наладить диалог и с буддистами, и с представителями других культур о том статусе, в котором каждый видит этот объект для себя.

Надо добавить, что на встрече присутствовал Санжай-лама, постоянный представитель традиционной буддийской сангхи России. Как и подобает статусу, гость был скромен и очень молчалив. Но на вопросы TANR о том, считают ли сами буддийские верующие, не стесненные бюрократическими нюансами, ступу объектом религиозного культа или же исключительно музейным экспонатом, ответил, что среди верующих ступа уже давно имеет этот статус и ее разрушение было бы очень негативно воспринято всеми буддистами мира: «Изначально, когда ее возводили, ее уже освятили. Дело только в том, чтобы теперь существование этой реликвии было юридически зафиксировано».

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+