18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ступу Трех Драгоценностей сносить не собираются

Слух о сносе буддийского монумента — Ступы Трех Драгоценностей —полностью опровергли на пресс-конференции в Государственном музее Востока.

Открытие ступы состоялось на территории Международного центра Рерихов в июне 2008 года. Монумент был передан в дар Музею им. Н.К.Рериха в качестве музейного экспоната, посвященного 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Он был и остается единственной канонической буддийской ступой в Москве, в основание которой заложены буддийские реликвии: частицы праха Будды Шакьямуни — жившего 2500 лет назад основателя современной религии буддизма, и еще более древнего Будды Кашьяпы, а также 200 частиц праха других буддийских учителей. 

В начале этого лета стало известно, что ряд зданий в Малом Знаменском переулке, в котором располагается Международный центр Рерихов, переходит в оперативное управление Государственного музея Востока. В СМИ появилась информация о том, что религиозный памятник, за который никто не несет юридической ответственности, предположительно снесут.

Как пояснил на встрече советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак, ситуация обострялась тем, что Музей им. Н.К.Рериха незаконно занимал строение 5 в Малом Знаменском, перешедшее в управление Музея Востока. Кроме того, под ступой были обнаружены не зафиксированные документально подвальные помещения. Вот что говорит об этом заместитель генерального директора Музея Востока Тигран Мкртычев: «Когда наша комиссия по проверке эффективности использования и сохранности объектов недвижимости посетила Международный центр Рерихов с просьбой предоставить разрешающие строительство документы, нам ничего не показали. Зато сразу спросили, приедем ли мы на бульдозере сносить ступу. Руководство центра Рерихов не нашло ничего лучше, как поднять волну в среде буддийской общественности для решения административных проблем». Тигран Мкртычев и Кирилл Рыбак заверили, что на самом деле в обращении к Музею им. Н.К.Рериха никаких упоминаний о ступе не было и ее ни при каких условиях не собирались сносить. И все же в степени сакральности объекта усомнились. «Монумент используют, чтобы прикрыть факт существования под ним незаконного подвального помещения, — считает Тигран Мкрытчев. — Это нарушает порядок существования ступы как сакрального объекта». А Надежда Беркенгейм, вице-президент Тибетского дома, который частично спонсировал возведение объекта, добавила, что, согласно буддийским верованиям, раскопки под монументом такого значения возмущают мир духов и приводят к неблагоприятным для человека последствиям.

В свою очередь первый заместитель гендиректора Музея им. Н.К.Рериха Павел Журавихин на запрос TANR о том, что же находится в упомянутом подвале и существует ли он вообще, ответил так: «Под ступой находится земля, а подвал находится совершенно в другом месте. Когда к нам пришла комиссия, они сразу стали говорить, что весь наш музей — самострой. Они у нас документы даже не спрашивали. Строительство ступы было документально заверено: ступа — экспонат музея, и у нас есть подтверждающие это документы от Москомнаследия». Также замдиректора отметил, что Росимущество действительно передало в оперативное управление Музею Востока ряд зданий, но с некоторым обременением. А именно, по его словам, безвозмездным использованием строений Музеем им. Н.К.Рериха.

Пока, как отметила Надежда Беркенгейм, у ступы нет легитимного статуса по закону РФ, но, по ее мнению, именно Музей Востока сможет наладить диалог и с буддистами, и с представителями других культур о том статусе, в котором каждый видит этот объект для себя.

Надо добавить, что на встрече присутствовал Санжай-лама, постоянный представитель традиционной буддийской сангхи России. Как и подобает статусу, гость был скромен и очень молчалив. Но на вопросы TANR о том, считают ли сами буддийские верующие, не стесненные бюрократическими нюансами, ступу объектом религиозного культа или же исключительно музейным экспонатом, ответил, что среди верующих ступа уже давно имеет этот статус и ее разрушение было бы очень негативно воспринято всеми буддистами мира: «Изначально, когда ее возводили, ее уже освятили. Дело только в том, чтобы теперь существование этой реликвии было юридически зафиксировано».

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+