18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Более европейцы, чем азиаты»

В рамках выставки русского портрета «Эпоха Толстого и Чайковского» в лондонской Национальной портретной галерее прошла конференция, поддержанная фондом IN ARTIBUS

Выставка русского портрета из Государственной Третьяковской галереи «Эпоха Толстого и Чайковского» пользуется в Лондоне огромным вниманием. В двух небольших залах (обидно, что дали так мало места) неизменно толпятся зрители, а ведь билет на выставку, в отличие от постоянной экспозиции Национальной портретной галереи, платный. Все крупные газеты написали о ней статьи, больше всего удивляясь возможности увидеть, как выглядели знакомые лондонским любителям музыки и литературы Лев Толстой и Антон Чехов, Петр Чайковский и Модест Мусоргский. Также делая вывод, что русские на вид заметно «более европейцы, чем азиаты». Модники устремились в музейный магазин, чтобы приобрести в нем шампунь и кондиционер для бород (80% персонажей на портретах из России, отобранных для экспозиции английским куратором, — мужчины, и 90% из них — с бородой). А в меню музейного кафе наравне с «английским чаем» обнаружился и «православный чай».

Аншлаг был и на научной конференции, посвященной русской живописи второй половины XIX века. Она прошла в Национальной портретной галерее при поддержке московского фонда IN ARTIBUS. Основатель фонда и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова открывала конференцию, подчеркнув в своей речи важность присутствия русского искусства в стенах галереи. Русская живопись XIX века действительно мало известна англичанам, в отличие от, например, икон или авангарда. Поэтому первые два выступления на конференции имели ознакомительную цель. Розалинд Блэйксли, доктор Кембриджского университета, сооснователь Центра русского искусства Кембридж — Курто, куратор выставки, рассказала об истории становления русского портрета, делая акцент на социальных препонах, которые должны были преодолевать живописцы и живопись. Особое внимание она уделила биографии великих портретистов, вышедших из крепостных крестьян, и изображениям простолюдинов, написанным по правилам парадного портрета. Доклад Молли Брансон, профессора славянских языков и литературы Йельского университета, был почти полностью посвящен реализму Ильи Репина и его квинтэссенции — полотну «Крестный ход в Курской губернии», представляющему полную галерею типов его современников.

Интересным оказалось исследование Розамунд Бартлетт, писателя и переводчика с русского. Она рассказала о портретах Толстого и Чехова — фотографических и художественных, все обстоятельства создания которых проследила по переписке и заметкам современников. Любопытно, что Чехов портретироваться не любил, и портрета, написанного Осипом Бразом (он есть на выставке), не одобрил.

Доклад профессора русской литературы и музыки из Оксфорда Филиппа Баллока вызывал смех и аплодисменты: он был посвящен экономическим подробностям работы Чайковского («баллады по 15 рублей, оратория — 50 рублей») и личности Надежды фон Мекк, его покровительницы, которая смогла освободить композитора от необходимости писать музыку на продажу.

Вторую часть конференции открывала Татьяна Карпова, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе, куратор ответной выставки портретов «От Елизаветы до Виктории», которая сейчас проходит в Москве. Она говорила о концепции «красоты и правды» в портретах Репина, кисти которого принадлежит значительная часть картин на лондонской выставке. Еще два доклада британских исследователей затрагивали русский портрет, скорее, по касательной: один из них был посвящен раннему русскому кино и использованию в нем приемов живописи, другой — поэзии и образу Анны Ахматовой.

Завершилась конференция концертом российского пианиста Антона Ляховского, исполнившего отлично подошедший к теме цикл «Картинки с выставки» Мусоргского.

Материалы по теме:
Портретное сходство
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+