18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей как мировоззрение

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

Исследование Татьяны Юденковой заставляет скорректировать сложившиеся представления о братьях Третьяковых и хрестоматийных русских картинах

Юденкова Т. В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: Мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века. М.: БуксМАрт, 2015.
Юденкова Т. В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: Мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века. М.: БуксМАрт, 2015.

Название Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: Мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века точно отражает не только содержание толстой книги, но и ее неторопливый, обстоятельный стиль. Символично, что даже автор, вопреки традиции, назван на титульном листе по отчеству — Татьяна Витальевна Юденкова.

Доктор искусствоведения — а книга и есть ее докторская диссертация, — ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи написала основательное, но достаточно нетрадиционное и своевременное исследование. Не биографию самого знаменитого русского коллекционера (большая часть толстого тома посвящена Павлу Михайловичу, а не младшему брату) и не историю создания его галереи. Юденкова описывает деятельность Третьякова по созданию музея национального искусства как исполнение его жизненного кредо общественного служения, как проявление мировоззрения. Заставляет пересмотреть сложившиеся в советские времена представления о своем герое. Он оказывается был, грубо говоря, консерватором, а не прогрессистом, человеком глубоко религиозным, верным идее русской национальной самобытности, и уж никак не сочувствующим революционерам.

В ходе исследования пересматриваешь и хрестоматийные образцы русской живописи, и Сельский крестный ход на Пасхе Василия Перова уже не кажется антиклерикальным, а в герое Не ждали Ильи Репина видишь не страдальца, а каторжника, которому семья не рада (неоднозначно трактовали смысл картины и ее первые зрители). В мировоззренческом свете преображается и тот широко известный факт, что за картины Третьяков не переплачивал и, как мог, снижал цену. Объясняется это не купеческой прижимистостью, а уверенностью, что дело собирания национальной коллекции искусства требует от художников бескорыстия. Узнав, что приглянувшаяся ему работа обещана конкуренту, Павел Михайлович замечал: «…Но если я узнаю, что ему продается дешевле, то это будет обида не мне, разумеется, а моему делу».

В своем мировоззренческом исследовании Юденкова массу места уделяет денежным отношениям. Целая глава у нее посвящена «проблемам развития художественного рынка в России второй половины XIX века». В ней рассказывается, как Третьяков конкурировал с другими собирателями современного ему русского искусства, в том числе с императорской семьей, и как этим беззастенчиво пользовались художники. В редакционной аннотации написано, что «книга адресована специалистам-гуманитариям, а также широкому кругу любителей искусства». Можно было бы дописать, что еще и узкому кругу современных коллекционеров: они, как никто, знают, каково иметь денежные отношения с художниками и почему Третьяков отказывался давать им взаймы. Как и всякий исследователь, Татьяна Юденкова очарована личностью своих героев, пишет о них с большим пиететом. Но приводит в книге, обремененной тысячами ссылок, так много фрагментов переписки и воспоминаний, что эти голоса из прошлого не дают читателю скучать, а люди предстают живыми и неоднозначными. Павел Михайлович был натурой исключительно цельной, характера твердого, в себе уверенным и не замечающим собственных противоречий. С одной стороны, он считал, что художник должен быть творчески свободен, с другой — заставлял Репина после покупки Крестного хода в Курской губернии «на месте бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку». Считал, что служение искусству должно быть бескорыстным, осуждал меркантильных французов — но неукоснительно соблюдал финансовые интересы своей семьи. Конечно, взгляд на деятельность Третьякова и собранное им русское искусство пересматривался исследователями все постсоветские годы. Книга Юденковой собирает эти новые взгляды и развивает их. Ссылается она не только на искусствоведов. В последней части под названием Славянофильский взгляд: между консерватизмом и либерализмом, где речь идет о мировоззрении Третьяковых, безусловных славянофилов, и об атмосфере, в которой оно формировалось, она ссылается на Александра Солженицына. Хотя в задачи автора не входили параллели с современностью, читатель не может не забавляться, находя их. Нынешние споры западников и почвенников, либералов и государственников (тут, как всегда, путаница в понятиях) отличаются от тех, что были полтора века назад, комической декоративностью. Вот Третьяковы, благодаря своему мировоззрению, не только создали для пользы Отечества и образования народа галерею национального искусства, но и во многом сформировали само это искусство. А не за деньги, власть и популярность боролись.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+