Третий век Christie’

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

В честь своего 250-летия один из главных и старейших в мире аукционных домов представляет выставку и торги под названием «Определяя британское искусство», где покажут самые важные произведения за последние четыре века и выставят на продажу картины Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и Джошуа Рейнолдса

Картина Гараж художника сэра Стэнли Спенсера, написанная в 1929 г., — один из топ-лотов юбилейных торгов Christie’s / © Christie’
Картина Гараж художника сэра Стэнли Спенсера, написанная в 1929 г., — один из топ-лотов юбилейных торгов Christie’s / © Christie’

В середине XVIII века в Британии начался бум аукционной торговли: последовательно, с разницей в пару десятилетий, в Лондоне появились аукционные дома, выросшие в нынешних мировых гигантов. В 2016 году 250-летие отмечает Christie’s.

Джеймс Кристи, имя которого по сей день носит аукционный дом, был родом из Шотландии, но о семье мало что известно, кроме того, что отец его был моряком. Приехав в Лондон, Кристи устроился помощником аукциониста по имени Энсли в Ковент-Гардене и, набравшись опыта, открыл собственное дело. Первые торги под своим именем он провел 5 декабря 1766 года — эта дата и считается днем рождения аукционного дома. По воспоминаниям современников, Джеймс Кристи был обаятельным, красноречивым, энергичным, дружелюбным, умел убеждать, обладал прекрасным чувством юмора и, судя по портрету кисти Гейнсборо из Музея Гетти, весьма привлекательной наружностью. Он завел дружбу с корифеями художественного мира: прославленным портретистом Томасом Гейнсборо, первым президентом Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдсом, крупнейшим краснодеревщиком Томасом Чиппендейлом, чьи работы с успехом выставлял на торги, получая их напрямую от авторов. Некоторое время Кристи был совладельцем двух лондонских газет — Morning Chronicle и Morning Post, что обеспечивало ему рекламу. Он ввел в обиход предаукционные показы в формате светских раутов, от которых сохранились весьма забавные карикатурные зарисовки.

Все это помогло заманить в сети по-настоящему крупную рыбу. Пожалуй, самой известной продажей, правда не аукционной, а частной, стала коллекция британского премьер-министра сэра Роберта Уолпола, для которой Кристи нашел блестящего покупателя — российскую императрицу Екатерину II.

Сумма сделки, совершенной в 1788 году, составила £40 тыс., а большая часть картин до сих пор хранится в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них такие шедевры, как Пир у Симона Фарисея Рубенса и Жертвоприношение Авраама Рембрандта. Кроме того, Кристи помог устроить судьбу многих французских аристократических собраний после случившейся там революции, а в 1795 году продавал украшения фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри, казненной за два года до этого. Аукцион принес £8,791 тыс. — сегодня это более $2,7 млн.

После смерти основателя в 1803 году аукционное дело наследовал его сын, Джеймс Кристи II, который перенес аукционы на Кинг-стрит, где до сих пор расположена штаб-квартира Christie’s.

Отмечать круглую дату здесь начали заранее, под занавес нынешнего сезона. Первые события — выставка и аукцион с общим названием Определяя британское искусство, включающие работы лучших мастеров страны за 400 последних лет.
Выставка пройдет с 17 июня по 15 июля в недавно открытом пространстве на Нью-Бонд-стрит. На ней — гордость аукционного дома: работы, в разные годы проданные на Christie’s и теперь позаимствованные у коллекционеров. Помимо британцев, здесь будут и мировые знаменитости, как, например, вид центра Лондона, написанный Каналетто, из собрания Фонда Эндрю Ллойда Уэббера.

Аукцион 30 июня предлагает шедевры британского искусства разных периодов его истории. Портрет Люси Лонг, миссис Джордж Хардиндж Джошуа Рейнолдса (эстимейт £2–3 млн) впервые с момента написания в 1778 году выставлен на открытые торги. Романтизированный образ дамы с собачкой на фоне пейзажа более двух столетий передавался по наследству и украшал Харвуд-Хаус, богатое классицистическое поместье в Центральной Англии, для которого Рейнолдс написал галерею семейных портретов.

От викторианской эпохи на торгах Счастливая пора Фредерика Лейтона (£3–5 млн), эстета, во многом близкого прерафаэлитам, любителя золотых фонов, прекрасных героев и академического рисунка. Ему покровительствовал принц Уэльский, он возглавлял Академию и при жизни получил все возможные почести. Его основные работы по большей части находятся в музеях, а потому редко появляются на аукционах.

Главные герои ХХ века — Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд. От первого на торгах — Лежащая фигура со шприцем. Версия № 2 1968 года (более £20 млн), редкий случай, когда для изображения болезненно экспрессивной, искореженной плоти художник использовал женскую модель. По всей видимости, ею стала Генриетта Морейс, которая в 1950–1960-е годы позировала многим художникам. Из трех работ серии со шприцем две другие находятся в музеях Мадрида и Базеля. В противоположность Бэкону Фрейд представлен трогательным семейным портретом беременной дочери Иб и ее муж (около £18 млн, точный эстимейт по запросу).

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+