18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Десять часов о реализме в Эрмитаже

В ночь с 10 на 11 июня в Государственном Эрмитаже прошел интеллектуальный марафон «Реализмы», поддержанный газетой The Art Newspaper Russia и фондом IN ARTIBUS.

Этот необычный формат дискуссии, придуманный отделом современного искусства музея во главе с Дмитрием Озерковым и скрыто оппонирующий «Ночи музеев», был приурочен к выставке «Реализмы», недавно открывшейся в музее и показывающей трех современных художников, работающих с фигуративностью: американцев Тони Мателли и Джима Шоу и британца Митча Гриффитса. Как верно определил представленное искусство глава отдела новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, «оно исполняет функции реализма, потому что показывает технологический цикл создания нарратива».

За почти десять часов, с шести вечера и до раннего утра, перед публикой, заполнившей парадную лестницу нового пространства Эрмитажа в здании Главного штаба, превратившуюся по этому случаю в большой крытый амфитеатр, со словами о реализме выступили искусствоведы, художники, философы. Обращаясь к участникам интеллектуального марафона, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский признался, что хочет возродить традицию бесед и разговоров, которые раньше массово происходили на выставках.

Дискуссии, разделенные на восемь тем — от «Ужасов реального в искусстве» до «Проблемы документа в фотографии», — сменяли друг друга безостановочно, а в это время в фойе шли перформансы трех художников. Скульптор Павел Игнатьев лепил метровую голову Владимира Стасова — выдающийся русский арт-критик, 110 лет со дня смерти которого исполняется в этом году, стал одним из героев выступлений: Алексей Бойко из Русского музея назвал его «эффективным критиком», Илья Доронченков из Европейского университета предложил «побрить Стасова», Иван Саблин из Российского института истории искусств назвал его «абсолютно неактуальной фигурой». Действительно, понимание реализма передвижниками надолго определило восприятие искусства отечественным зрителем и массовую любовь к фигуративности. Тему «берегов реализма» попытались раскрыть в своих выступлениях, в частности, ректор Академии художеств Семен Михайловский и директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, закончившая речь призывом: «Сегодня надо быть современным человеком и отбросить партийность и ангажированность, чтобы быть максимально объективным и восприимчивым».

Полуночные поиски реализма и реальности в Главном штабе завершились перформансом Олега Кулика. Известный современный художник с классическим образованием скульптора с помощью ассистентки вылепил группу из двух человеческих фигур, которые должны быть размещены внутри муляжа коровы, тем самым апеллируя к своему проекту середины 1990-х годов «Вглубь России».

Ознакомиться с выступлениями вы можете в видеозаписи на нашем сайте.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+