Коллекция супругов Марси-Ривьер: от древностей до Френсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон. Мужчина в синем (€5–8 млн) / собрание Жан-Пьера и Зейнеб Марси-Ривьер
Фрэнсис Бэкон. Мужчина в синем (€5–8 млн) / собрание Жан-Пьера и Зейнеб Марси-Ривьер

На торги Christie’s в Париже 8 и 9 июня будет выставлена коллекция семьи Марси-Ривьер. Разные жанры и эпохи, от египетской скульптуры до живописи Фрэнсиса Бэкона, 370 лотов с суммарной оценкой €18 млн — подобного размаха не случалось на аукционах с тех пор, как была распродана блестящая коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже (впрочем, их никому не догнать, €374 млн за коллекцию кутюрье так и остаются мировым рекордом).

Зейнаб и Жан-Пьер Марси-Ривьер были известными в арт-мире коллекционерами и меценатами. В январе, когда не стало Жан-Пьера, о нем писала вся французская пресса: печальное событие рассекретило имя щедрого донатора музея Орсе, который в 2011 году, после смерти жены, передал туда 141 работу Пьера Боннара и Эдуара Вюйара. В октябре музей покажет их на выставке памяти собирателей, а пока Christie’s готовится распродать остальную коллекцию супружеской пары.

Основу ее в 1970-е годы заложила Зейнаб. Родом из Туниса, она, надо предположить, шокировала свою семью, выйдя замуж за иноверца и еврея, основателя сети недорогих парижских супермаркетов Monoprix Андре Леви-Деспа. Вместе они собирали работы художников группы «Наби» и древние артефакты, а когда после смерти Андре вторым мужем Зейнаб стал промышленник Марси-Ривьер, фокус коллекции сместился на послевоенное и современное искусство, отлично дополнившее интерьеры особняка на рю-де-Варенн. К раритетам древней части коллекции относится римский мраморный торс танцующего фавна, датируемый I веком до н. э. (€200–300 тыс.). У скульптуры помимо неоспоримых художественных достоинств любопытный провенанс: обнаруженная в 1777 году во время раскопок на вилле Негрони в Риме, она вскоре попала в одну парижскую коллекцию, во время Великой французской революции была экспроприирована и определен в галерею древностей музея Наполеона (нынешнего Лувра), потом возвращена владельцам и продана в Англию, где украшала дом герцога Вестминстера, и уже там в 1975 году она приглянулся Зейнаб. Также среди интересных лотов — небольшая высеченная из гранита голова фараона, предположительно Аменхотепа II (XV век до н. э., €200–300 тыс.), и фигура гуся с туловищем из дерева и бронзовыми лапами и головой (€50–70 тыс.). В Древнем Египте гусь считался священным животным, из яйца которого появилось солнце.

Но топ-лоты относятся к ХХ веку. В их числе Мужчина в синем VII Фрэнсиса Бэкона (€5–8 млн) — выразительная в своей лаконичности последняя работа серии. Хрупкая человеческая фигура с искаженным лицом пытается вырваться из затягивающего, словно бездна, синего фона. Серия 1954 года воспринимается как символ разоренной Второй мировой войной Европы, а конкретно эта работа, единственная из семи, выставлялась в том же году на Венецианской биеннале, сыграв важную роль в карьере Бэкона. Еще один топ-лот — небольшая скульптура Твердая форма Хулио Гонсалеса, друга Пабло Пикассо (€1–1,5 млн). Выполненная в 1937 году, она демонстрирует серьезный интерес испанского скульптора к абстракции. Изначально работа считалась эскизом к монументальному замыслу, но он в итоге не был воплощен. Хотя лучшие образцы творчества «набидов» уже подарены музею Орсе, несколько работ Боннара все же появятся на торгах. Внимания заслуживают Портрет молодой женщины на голубом фоне (€80–120 тыс.) и небольшой ранний натюрморт Часы (€60–80 тыс.).

Мебель и другие предметы интерьера из дома супругов Марси-Ривьер были подобраны с не меньшим вкусом. Например, пара кресел эпохи Людовика XVI из мастерской Жоржа Жакоба (€60–100 тыс.), того же времени комод с бронзовыми накладками и мраморными колонками на углах с провенансом из знаменитого замка Ментмор баронов Ротшильдов (€50–80 тыс.), секретер с изысканным маркетри Томаса Чиппендейла (€30–50 тыс.), а также люстры и мелкая пластика Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+