18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Княжеские покои извлекли из сталинского корсета

№44
Материал из газеты

В обновленном легендарном советском ресторане «Арагви» открыли древнейший памятник. Под одной крышей объединились четыре важные исторические постройки: стены XVII века, палаты XVIII столетия, остатки гостиницы «Дрезден» и остов сталинского дома, построенного Аркадием Мордвиновым в 1938 году

В строй вернулся знаменитый ресторан «Арагви» — с обновленным интерьером и его самой древней частью, построенной более 300 лет назад. Когда в 2004 году новый инвестор начинал реконструкцию «Арагви» (партнеры по проекту — группа «Ташир» Самвела Карапетяна и глава совета выпускников школы «Сколково» Гор Нахапетян), планировалась быстрая, не слишком обременительная для бюджета реконструкция. Однако детальное исследование объекта выявило не только отсутствие важных коммуникаций, которые потом прокладывали под Тверской. Прежде всего новые владельцы обнаружили палаты XVII века, сохранившиеся идеально — благодаря тому, что о них никто не знал. И не стоит гадать, почему Аркадий Мордвинов, корифей сталинской архитектуры, построивший грандиозный дом на углу Тверской и Столешникова переулка, деликатно укрепив фундамент (бетонная колонна проходит через палаты, не разрушая их), сохранил в тайне содержимое подвала. Хотя архитектура XVII века для Москвы редкость, ее можно найти. Палаты Тверского подворья на Кузнецком Мосту и палаты Аверкия Кириллова на набережной, палаты Мазепы в Колпачном переулке и палаты в Овчинниковском. Однако случай «Арагви» особый, здесь под одной крышей оказалось сразу четыре памятника: XVII век, открытый в 2004 году, примыкающие к нему палаты XVIII столетия, выше — остатки некогда знаменитой гостиницы «Дрезден» (включенные Мордвиновым в новое здание) и собственно дом, построенный соавтором гостиницы «Украина» в 1938 году. Причем самые старые палаты — явно княжеские, судя по высоким сводам, настоящий дворец. «Уникальность объекта в том, что реставраторы здесь ничего не приукрасили, — комментирует руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — Задача была сохранить то, что дошло. Оставить белый камень там, где он есть, старые кирпичи с клеймами XVII века (в том числе с единорогом), скругленные валики наличников — характерную для того времени отделку, типичную для дворцовых палат».

Теперь, спускаясь по лестнице, вы погружаетесь в древность. И видите, что вход в палаты был со стороны Кремля — там, где сейчас обжитой двор. Легко понять восторг главы Мосгорнаследия — больше всего в этой истории поражает желание владельца помещения добровольно его сохранить. Столичный чиновник подтверждает: добрая воля инвестора сегодня большая редкость. А здесь была именно что добрая воля: не сообщи владелец ресторана в департамент об открытых сводах, никто бы о них не узнал. Тогда как, признав их существование, он вложил в реставрацию около 500 млн руб. При Мордвинове своды заложили плиткой: в старом «Арагви» здесь находилась кухня. Теперь под сводами зал, где гости могут увидеть деталь розетки и единственный фрагмент древней росписи, дошедший до нас. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+