Камнерез номер один

Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва
Василий Коноваленко. Бражники. 1965 / Гохран России, Москва

Василий Коноваленко (1929–1989), возродивший традиции скульптуры из твердых камней, которой славились русские фирмы Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского, стал единственным художником-прикладником, который удостоился в советское время персональной выставки в одном из ведущих музеев страны (она прошла с невиданным успехом в Русском музее в 1973 году). Работы его приобрел даже Гохран как национальное достояние.

К почти забытой в советское время мелкой пластике из самоцветов Коноваленко, работавший художником Кировского (Мариинского) театра, пришел, когда создавал декорации к постановке в 1957 году балета Сергея Прокофьева Каменный цветок. На выставке Во власти камня Музеи Московского Кремля представят около 100 работ из коллекции музея «Самоцветы» (Москва), Гохрана РФ, Музея естественной истории Денвера (Колорадо, США), из собрания семьи художника в Вене, Нью-Йорке, из частных коллекций. Будут не только скульптуры из самоцветов, но и работы из бронзы и серебра, графика, эскизы театральных декораций. Большинство скульптур, созданных Коноваленко, изображают героев русских сказок, забавные сценки из жизни: рыбалку (На мормышку), подвыпивших мужичков (Бражники), старика и старуху, перематывающих пряжу (Бабушка и дедушка). А в «каменном зоопарке» мастера главным героем, безусловно, является великолепный — и по размерам, и по мастерству  исполнения — Бегемот, облицованный пластинами малахита в трудоемкой технике русской мозаики.

Будут среди экспонатов и совсем необычные вещи. Получив как-то госзаказ на скульптуру из самоцветов Владимира Ленина с бревном на субботнике, Коноваленко в результате ограничился знаменитой кепкой Ильича и его сапогами.

В 1981 году скульптор вынужден был уехать в США, где скоро стал очень популярен, — и продолжал создавать образы, связанные с Россией (Странник/Старовер). Только единичные работы посвящены американской теме, как портрет Мартина Лютера Кинга и композиция, изображающая американских старателей ХIХ века. В конце 1980-х мастер хотел вернуться на родину и создать школу камнерезного искусства. Но, увы, этому помешала его внезапная смерть. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+