18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Британской библиотеке оцифровывают карты

№43
Материал из газеты

В том числе главный экспонат картографической коллекции короля Георга III — атлас Кленке,второй по величине атлас в мире. Уже в конце года его можно будет полностью увидеть в Интернете

Британская библиотека проделала четверть работ по повторной каталогизации, оцифровке и консервации коллекции короля Георга III (1738–1820), насчитывающей 50 тыс. единиц хранения. В число объектов, цифровые копии которых планируется создать, входит и второй по величине (1,8х2,3 м) атлас мира.

В атлас Кленке, названный по имени нидерландского торговца сахаром Йохан­неса Кленке, преподнесшего его Карлу II в 1660 году по случаю реставрации монархии в Англии, входит 41 крупномасштабная карта. Все они созданы в 1620–1630-е годы — в период золотого века нидерландской картографии. Изначально предполагалось, что карты повесят на стену, но их сшили в огромную книгу.

Куратор отдела антикварных карт Британской библиотеки Том Харпер называет этот атлас «самым важным предметом в коллекции карт Георга III», насчитывающей 4,5 млн единиц хранения. «Он абсолютно непрактичный, претенциозный и при этом совершенно потрясающий», — говорит Харпер, добавляя, что Карлу II атлас пришелся явно по душе, так как Кленке посвятили в рыцари и заключили с ним ряд договоров концессии относительно его сахарных плантаций в Голландской Бразилии.

Огромная книга с картами в том числе всех сахарных плантаций в Суринаме XVII века хранилась в кабинете редкостей. В 1950-х годах ее снабдили колесиками, чтобы «можно было перекатывать с места на место».

После оцифровки атлас Кленке и другие карты из коллекции Британской библиотеки будут доступны онлайн на ее специальном сайте. «На самом деле создать высококачественное цифровое изображение карты такого размера очень сложно, — рассказывает Харпер. — Сначала нужно сделать серию отдельных снимков, затем соединить их друг с другом».

Спонсором оцифровки атласа и еще 80 книг выступил лондонский дилер редких книг и карт Дэниел Крауч. «В атласе Кленке и топографической коллекции Георга III содержится масса уникального в смысле сохранности и содержания материала, — говорит Крауч. — Этих карт просто больше нигде нет, или же они сохранились лучше любых других известных экземпляров». Он подчеркивает, что, хотя «дело это не кажется значительным или жизненно важным, в действительности как раз таким оно и является». «Ведь это ресурс, который будет использоваться в будущем и сделает фонды Британской библиотеки доступными для всех», — считает он.

По словам Тома Харпера, библиотека уже собрала «приличную сумму» на проект, но требуется еще £500 тыс. Некоторые карты, как, например, китайские панорамы и ранние картографические материалы из Флориды, крайне хрупки, перед оцифровкой они нуждаются в реставрации и консервации.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+