И все-таки не еретик

№43, май 2016
№43
Материал из газеты

Последнее слово о небесном видении Франческо Боттичини: случай того, как ренессансная поэзия влияла на живопись

Jennifer Sliwka. Visions of Paradise: Palmieri Altarpiece. Yale University Press in association with the National Gallery Company. 112 с. £14,95 (твердая обложка). На английском языке
Jennifer Sliwka. Visions of Paradise: Palmieri Altarpiece. Yale University Press in association with the National Gallery Company. 112 с. £14,95 (твердая обложка). На английском языке

Это образцовое исследование, сопровождающее выставку в лондонской Национальной галерее, написано ее куратором Дженнифер Сливка. Центральный экспонат выставки — Вознесение Богородицы (1475–1476) Франческо Боттичини, крупноформатное произведение на доске, приобретенное музеем как работа Боттичелли в 1882 году.

В центре замечательно написанной книги — фигура Маттео Пальмиери (1406–1475). Искусствоведам он лучше всего известен по своему портрету — искаженному непогодой бюсту авторства Антонио Росселлино, на протяжении веков находившемуся над входной дверью дома Пальмиери во Флоренции (ныне бюст хранится в Национальном музее Барджелло). Пальмиери и его жена Никколоза изображены предстоящими донаторами в нижней части картины Боттичини по сторонам от апостолов, собравшихся у гроба Девы Марии.

Пальмиери был преуспевающим аптекарем. Лавка его стала площадкой для неформальных деловых встреч и общественных дискуссий. Поэт и сочинитель в разных жанрах, он был одной из ключевых фигур флорентийского гуманизма, писал трактаты о гражданских добродетелях и успел поработать на 63 постах в городской администрации. Говорят, что один король заметил о нем: «Представляю, какие во Флоренции доктора, если там такие аптекари».

Взгляды Пальмиери на чистилище и рай отражены в Città di Vita (1465) — поэме о судьбах христианских душ, частично созданной им по образцу Божественной комедии Данте. Те же самые представления, как объясняет Сливка в своей книге, отражены и в алтарной картине авторства Боттичини. Несмотря на то что теология Пальмиери могла отличаться от официальной доктрины, не существует никаких свидетельств того, что современники видели в этой картине ересь.

Сливка указывает, что куполоподобная структура небесных иерархий возникла под влиянием двух ключевых компонентов духовной жизни Флоренции того времени: священной драмы и недавно достроенного купола кафедрального собора. 

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+