18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Зельфира Трегулова: «Мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы»

Директор Государственной Третьяковской галереи (Москва) Зельфира Трегулова и директор Музея Виктории и Альберта (Лондон) Мартин Рот рассказали о том, какова миссия музея сегодня и как место сохранения традиций может стать мотором для развития общества.

Вторая по счету беседа в рамках русско-британских диалогов «Культурное лидерство в современном мире» состоялась на следующий день после празднования 160-летнего юбилея Государственной Третьяковской галереи. В честь этого события открывала вечер русская сторона. В своем вводном слове Зельфира Трегулова отметила, что Павел Третьяков был настоящим культурным лидером в современном понимании, так как отдавал все заработанные средства на поощрение и приобретение самого актуального искусства своего времени. Директор Третьяковской галереи продолжила выступление размышлением о том, кто определяет сегодня пути музейного развития: «Стратегии развития должно определять музейное сообщество, сообщество экспертов, которые занимаются этим профессионально всю жизнь и тратят на это все свои силы». Роль музеев, которые 30–40 лет назад существовали в другом интеллектуальном пространстве и были больше замкнуты на себе, по мнению Трегуловой, еще более важна в настоящем: «Мы становимся одним из инструментов формирования культурного сознания и становления человека человеком. Мы хотим, чтобы к нам приходило больше молодых людей, чтобы они приходили сюда со своими детьми за теми ценностями, которые им не может дать виртуальная реальность». Директор также отметила положительную тенденцию представлять искусство в широчайшем контексте театра, кино, музыки, танца. Впрочем, завершилась речь все же на минорной ноте: «Диалог, который мы ведем с Мартином Ротом, — это тот диалог, который на нашем уровне возможен, а на современном политическом уровне, к сожалению, нет. Я согласна с Михаилом Швыдким, мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы, когда ценности Ренессанса уходят на второй план. И в этой ситуации музей может стать тем, что нас объединяет».

Взяв ответное слово, Мартин Рот, глава лондонского Музея Виктории и Альберта, основанного всего четырьмя годами ранее Третьяковки, отметил, что у обеих институций много общего. «Идея создания обоих музеев была чрезвычайно прогрессивной для XIX века, даже революционной: собирать актуальное искусство, помогать художникам того времени, помогать понимать искусство простым рабочим, — отметил Мартин Рот. — Глядя на эти примеры, мы должны действовать так же продуктивно и смело, порой решаться на рискованные шаги». Лондонский директор добавил, что риск предлагать новое и обсуждать это с общественностью необходим, иначе культура будет стоять на месте: «Молодое поколение ожидает от нас, что мы будем освещать темы и проблемы будущего. Музей должен быть пространством для разных мнений. И если это не сделаем мы, то это сделает кто-то еще».

После выступления директоров началась обширная дискуссия. Спикерам задавали вопросы о том, как приобретаются новые экспонаты, о формах коммуникации музея со своим посетителем, о культурной этике, о бесплатном посещении музея. Не обошли стороной проблему цензуры в искусстве, а также значение русского авангарда. «Я считаю русский авангард частью русской идентичности. В формулировках авангарда — пиршество парадоксальной идеи, стремление к абсолюту, пророческие высказывания. А русский человек всегда стремился к абсолютной форме и абсолюту», — подытожила встречу Зельфира Трегулова.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+