18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Стрит-арт прорвался сквозь границы

Новый сезон в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге открылся выставкой «Через границы/Сквозь ограничения». На третий год работы музея, разместившегося на территории действующего Завода слоистых пластиков, выставочное пространство в удаленной от центра города промзоне окончательно полюбилось самым разным людям. Новое городское место становится все лучше и удобнее для посетителей, однако художественная составляющая закономерно отходит при этом на второй план.

Интернациональный выставочный проект, посвященный модной нынче теме миграции, курировал британский антрополог и исследователь стрит-арта Рафаэль Шактер. Всего в выставке приняли участие 18 художников и арт-групп, прежде всего стрит-артисты, но также фотографы, документирующие скитания беженцев или линии границ. Временная экспозиция музея каждый раз обновляется, и поверх старых росписей здесь возникают новые. Там, где в прошлом году во всю стену бывшей заводской котельной развевался черный флаг с директивным «Назад нельзя!» работы Тимофея Ради, появилось «Непонятное» Кирилла Кто — перечисленная яркими цветами фраза «Не понимаю» на разных языках. Выступление известного граффитиста в непривычно большом для него формате вызвало непроизвольные ассоциации с плакатами и лозунгами первомайской демонстрации в изображении воспитанников детского сада. Еще одна крупномасштабная работа выполнена художниками Gaia & Mata Ruda, она называется «Если столица может переехать так легко, почему тела не могут?» и представляет с художественной точки зрения станковую живопись невысокого качества, всего лишь увеличенную до монументальных размеров.

Такое упрощенное понимание темы характерно для подавляющего большинства работ выставки, притом что социальные и политические вопросы, вызванные наплывом в Европу беженцев из стран арабского Востока, остаются одними из самых острых и неоднозначных. Однако нескольким участникам выставки удалось найти в проблеме миграции настоящие болевые точки. Хорошо известно, что современные художники разделяют левые политические взгляды, однозначно приветствуя беженцев, но прибывающие в зажиточную Европу мигранты вовсе не собираются вместе с левыми свергать власть капитала. Наоборот, они заинтересованы в поддержании статус-кво и личном благосостоянии, большинство хочет обрести там новый дом взамен утраченного в результате войн. Художники из группы SpY сложили стену из пустых бочек, образующую трехцветную надпись Crisis, они же разместили баннер с надписью Go Home во всю высоту трубы котельной. Другое воззвание сделал итальянец Филиппо Минелли, написав на стене заводского корпуса Nobody cares about a revolution. Выделяется работа корейской художницы Джазу Янг «Точки» — это отпечатки пальцев, оставленные мигрантами вместо подписи на документах с помощью алых чернил (использованы корейские чернила инжу), которые сверху донизу заполняют побеленную стену.

Подобные выразительные произведения могли хотя бы стать артистическими аргументами в проходивших на музейной площадке дискуссиях, притом что в первой из них участвовали крайне правые отечественные публицисты — философ Александр Секацкий и писатель Захар Прилепин, шокировавшие высказанными идеями публику. Впрочем, далеко не все из посетителей Музея стрит-арта, которые прибывали в течение дня, были активны в обширной дискуссионной и культурной программе. Просмотру фильма Леонида Парфенова «Русские евреи» или слушанию «суда над стрит-артом», устроенного режиссером фильма «Потрачено ли» Юрием Квятковским, многие предпочитали отдых на лужайке с бургером и коктейлем под звуки диджеевских сетов.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+