18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Стрит-арт прорвался сквозь границы

Новый сезон в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге открылся выставкой «Через границы/Сквозь ограничения». На третий год работы музея, разместившегося на территории действующего Завода слоистых пластиков, выставочное пространство в удаленной от центра города промзоне окончательно полюбилось самым разным людям. Новое городское место становится все лучше и удобнее для посетителей, однако художественная составляющая закономерно отходит при этом на второй план.

Интернациональный выставочный проект, посвященный модной нынче теме миграции, курировал британский антрополог и исследователь стрит-арта Рафаэль Шактер. Всего в выставке приняли участие 18 художников и арт-групп, прежде всего стрит-артисты, но также фотографы, документирующие скитания беженцев или линии границ. Временная экспозиция музея каждый раз обновляется, и поверх старых росписей здесь возникают новые. Там, где в прошлом году во всю стену бывшей заводской котельной развевался черный флаг с директивным «Назад нельзя!» работы Тимофея Ради, появилось «Непонятное» Кирилла Кто — перечисленная яркими цветами фраза «Не понимаю» на разных языках. Выступление известного граффитиста в непривычно большом для него формате вызвало непроизвольные ассоциации с плакатами и лозунгами первомайской демонстрации в изображении воспитанников детского сада. Еще одна крупномасштабная работа выполнена художниками Gaia & Mata Ruda, она называется «Если столица может переехать так легко, почему тела не могут?» и представляет с художественной точки зрения станковую живопись невысокого качества, всего лишь увеличенную до монументальных размеров.

Такое упрощенное понимание темы характерно для подавляющего большинства работ выставки, притом что социальные и политические вопросы, вызванные наплывом в Европу беженцев из стран арабского Востока, остаются одними из самых острых и неоднозначных. Однако нескольким участникам выставки удалось найти в проблеме миграции настоящие болевые точки. Хорошо известно, что современные художники разделяют левые политические взгляды, однозначно приветствуя беженцев, но прибывающие в зажиточную Европу мигранты вовсе не собираются вместе с левыми свергать власть капитала. Наоборот, они заинтересованы в поддержании статус-кво и личном благосостоянии, большинство хочет обрести там новый дом взамен утраченного в результате войн. Художники из группы SpY сложили стену из пустых бочек, образующую трехцветную надпись Crisis, они же разместили баннер с надписью Go Home во всю высоту трубы котельной. Другое воззвание сделал итальянец Филиппо Минелли, написав на стене заводского корпуса Nobody cares about a revolution. Выделяется работа корейской художницы Джазу Янг «Точки» — это отпечатки пальцев, оставленные мигрантами вместо подписи на документах с помощью алых чернил (использованы корейские чернила инжу), которые сверху донизу заполняют побеленную стену.

Подобные выразительные произведения могли хотя бы стать артистическими аргументами в проходивших на музейной площадке дискуссиях, притом что в первой из них участвовали крайне правые отечественные публицисты — философ Александр Секацкий и писатель Захар Прилепин, шокировавшие высказанными идеями публику. Впрочем, далеко не все из посетителей Музея стрит-арта, которые прибывали в течение дня, были активны в обширной дискуссионной и культурной программе. Просмотру фильма Леонида Парфенова «Русские евреи» или слушанию «суда над стрит-артом», устроенного режиссером фильма «Потрачено ли» Юрием Квятковским, многие предпочитали отдых на лужайке с бургером и коктейлем под звуки диджеевских сетов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+