Выставка ненаписанной картины в Эрмитаже

71-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне Государственный Эрмитаж отметил выставкой рисунков и эскизов к ненаписанной картине Владимира Стерлигова о послевоенном восстановлении музея.

Выставка «История ненаписанной картины: В.В.Стерлигов „Восстановление Эрмитажа“. 1946–1948 годы», начавшая работать 6 мая в фойе Эрмитажного театра, одновременно отмечает важную историческую дату и открывает для зрителей малоизученные страницы истории музея и в целом отечественного искусства.

Владимир Стерлигов. Реставрационные работы в Эрмитаже. 1946 г. Акварель. Собрание И.А. Стерлиговой
Владимир Стерлигов. Реставрационные работы в Эрмитаже. 1946 г. Акварель. Собрание И.А. Стерлиговой

Ученик Казимира Малевича, Владимир Стерлигов начиная с 1927 года принимал активное участие в деятельности дискуссионного кружка художников, получившего название «группы живописно-пластического реализма» и разгромленного в 1934 году. Стерлигов был сослан по общему обвинению в антисоветской деятельности с последующим поражением в правах (запретом жить в крупных городах). Только в ноябре 1945 года он возвращается в Ленинград из Алма-Аты, а до этого были мобилизация в первый месяц войны и контузия зимой 1942-го, после госпиталя приведшая к инвалидности, работа вместе с другими эвакуированными москвичами и ленинградцами, женитьба на художнице Татьяне Глебовой, преподавание и участие в выставках в Казахстане, где он был избран секретарем графической секции Союза художников.

После окончания войны ощущение перемен в жизни возникло у многих, и приехавший домой Стерлигов не мог не чувствовать того же. По заказу Союза художников он начинает работать над картиной, которая должна была запечатлеть реставрационные работы, активно идущие в это время в пострадавших в блокаду эрмитажных залах, и планировалась к показу на готовящейся выставке «30 лет советской власти» в 1947 году.

Наброски Стерлигов делал в античных залах первого этажа Эрмитажа. Как видно по двум небольшим эскизам, цветовые и тональные отношения задумывались им с той изысканностью, какая после полутора десятилетий насаждения соцреалистического метода казалась немыслимой. А открытый цвет, взятый большими плоскостями для передачи темно-красной мраморной облицовки стен в акварели «Реставрационные работы в Эрмитаже», заставляет вспомнить Малевича, в диалоге с которым Стерлигов будет в дальнейшем строить свою творческую и педагогическую систему.

Владимир Стерлигов. Восстановление Эрмитажа. 1946 г. (?) Холст; масло. Собрание И.А. Стерлиговой
Владимир Стерлигов. Восстановление Эрмитажа. 1946 г. (?) Холст; масло. Собрание И.А. Стерлиговой

Эти признаки художественной культуры делали невозможным появление в Ленинграде конца 1940-х годов подобной работы. С начала 1949 года разворачивается «ленинградское дело»: ликвидируется Музей обороны Ленинграда в Соляном переулке, частью репрессивной кампании становится и запрет, наложенный на работу Стерлигова. На выставке представлено два официальных документа, направленных художнику: в первом — постановлении правления Художественного фонда — на бюрократическом языке тема объявляется неактуальной для советской действительности; в следующем, датированном январем 1949 года, Худфонд уведомляет автора о необходимости погасить задолженность за невыполненную работу и о возможной денежной рассрочке.

От картины «Восстановление Эрмитажа» остались эскизы и наброски, которые хранятся в архиве музея и в коллекции наследницы художника Ирины Стерлиговой. Еще один показанный на выставке живописный эскиз — дар, преподнесенный в этом году Эрмитажу президентом Центра изобразительных искусств имени М.Т.Абрахама и Фонда Эрмитажа в Израиле Амиром Кабири. Выставка, куратором которой выступила хранитель фондов отдела рукописей и документального фонда Эрмитажа Екатерина Селезнева, не просто являет собой достойный пример создания экспозиции «к дате», но, что главное, рассказывает правдивую историю прошлого.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+