18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины Джорджоне разгадывают, сравнивая с другими венецианцами

№42
Материал из газеты

Выставка в Лондоне сделала главный акцент на сопоставлении работ мастера и его современников

Джорджоне — художник-загадка. Достоверные факты о его недолгой жизни (1477/78–1510), возможно, оборванной чумой, и творчестве крайне скудны. Принято считать, что в ­1490-е годы он учился у Беллини, в мастерской которого познакомился с Тицианом. Еще сложнее обстоят дела с атрибуцией принадлежащих его кисти произведений: их то ли 10, то ли около 40. После смерти художника в его мастерской оставались незаконченные работы, которые, скорее всего, дописывались учениками. Зато никем не ставятся под сомнение заслуги Джорджоне в разработке новой живописной системы.

Он одним из первых стал писать небольшие работы маслом для частных заказчиков, в его картинах впервые для передачи настроения приобрел первостепенное значение пейзаж, как, например, в знаменитых Юдифи (1504, Государственный Эрмитаж), Грозе (1505–1508, Галереи Академии, Венеция) или Трех философах (1508, Музей истории искусств, Вена). Опираясь на колористическую и композиционную систему живописи Беллини, Джорджоне усилил звучание цвета (не без влияния нидерландской школы) и достиг абсолютной гармонии между фигурами и их окружением, в частности используя и сфумато Леонардо. Что же касается атрибуций, то без надежных документальных источников специалисты вынуждены опираться здесь на метод знаточества. Об этом 15 лет назад говорил Чарльз Хоуп, тогдашний директор Института Варбурга в Лондоне, предлагая использовать для атрибуции работ Джорджоне гегельянский принцип «сравнения и противопоставления» произведений, созданных в Венеции в первые десятилетия XVI века. С тех пор прошли лишь две монографические выставки мастера: в 2004-м в Музее истории искусств в Вене и в 2006-м в Национальной художественной галерее в Вашингтоне и в том же австрийском музее. Обе они представляли Джорджоне как связующую фигуру между Беллини и Тицианом.

Нынешняя же выставка в Королевской академии художеств предлагает сфокусироваться на искусстве первой половины XVI века в Венеции и сравнить работы Джорджоне с произведениями современников и последователей. Четыре работы мастера из Национальной галереи в Лондоне соседствуют в экспозиции с работами Джованни Беллини, раннего Тициана, Лоренцо Лотто, Себастьяно дель Пьомбо, Пальмы Веккьо, Париса Бордоне и даже Альбрехта Дюрера. Всего 50 произведений. Выставка организована Артуро Галансино, директором палаццо Строцци во Флоренции, и Симоне Факинетти, куратором Музея Адриано Бернареджо в Бергамо.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+