18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины Джорджоне разгадывают, сравнивая с другими венецианцами

№42
Материал из газеты

Выставка в Лондоне сделала главный акцент на сопоставлении работ мастера и его современников

Джорджоне — художник-загадка. Достоверные факты о его недолгой жизни (1477/78–1510), возможно, оборванной чумой, и творчестве крайне скудны. Принято считать, что в ­1490-е годы он учился у Беллини, в мастерской которого познакомился с Тицианом. Еще сложнее обстоят дела с атрибуцией принадлежащих его кисти произведений: их то ли 10, то ли около 40. После смерти художника в его мастерской оставались незаконченные работы, которые, скорее всего, дописывались учениками. Зато никем не ставятся под сомнение заслуги Джорджоне в разработке новой живописной системы.

Он одним из первых стал писать небольшие работы маслом для частных заказчиков, в его картинах впервые для передачи настроения приобрел первостепенное значение пейзаж, как, например, в знаменитых Юдифи (1504, Государственный Эрмитаж), Грозе (1505–1508, Галереи Академии, Венеция) или Трех философах (1508, Музей истории искусств, Вена). Опираясь на колористическую и композиционную систему живописи Беллини, Джорджоне усилил звучание цвета (не без влияния нидерландской школы) и достиг абсолютной гармонии между фигурами и их окружением, в частности используя и сфумато Леонардо. Что же касается атрибуций, то без надежных документальных источников специалисты вынуждены опираться здесь на метод знаточества. Об этом 15 лет назад говорил Чарльз Хоуп, тогдашний директор Института Варбурга в Лондоне, предлагая использовать для атрибуции работ Джорджоне гегельянский принцип «сравнения и противопоставления» произведений, созданных в Венеции в первые десятилетия XVI века. С тех пор прошли лишь две монографические выставки мастера: в 2004-м в Музее истории искусств в Вене и в 2006-м в Национальной художественной галерее в Вашингтоне и в том же австрийском музее. Обе они представляли Джорджоне как связующую фигуру между Беллини и Тицианом.

Нынешняя же выставка в Королевской академии художеств предлагает сфокусироваться на искусстве первой половины XVI века в Венеции и сравнить работы Джорджоне с произведениями современников и последователей. Четыре работы мастера из Национальной галереи в Лондоне соседствуют в экспозиции с работами Джованни Беллини, раннего Тициана, Лоренцо Лотто, Себастьяно дель Пьомбо, Пальмы Веккьо, Париса Бордоне и даже Альбрехта Дюрера. Всего 50 произведений. Выставка организована Артуро Галансино, директором палаццо Строцци во Флоренции, и Симоне Факинетти, куратором Музея Адриано Бернареджо в Бергамо.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+