18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

История повседневности в главах и QR-кодах

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) открывается новая постоянная экспозиция искусства XVIII — первой трети XIX века, подготовленная к 35-летию музея. История русской жизни развернется в собрании вещей — от петровского времени до бидермайера.

Изучение повседневности прошлых эпох — дело крайне увлекательное, особенно если найти подобающую форму показа произведений. В ВМДПНИ постарались сделать новую экспозицию не скучным собранием исторических достопримечательностей, но создать череду историй об укладе жизни на протяжении трех веков.

В разделе «Эпоха перемен» собраны вещи переходного периода, конца XVII — начала XVIII века, когда в правление Петра I произошел слом древнего жизненного уклада. Простейшим символом европеизации стали стулья, пришедшие на смену сундукам-ларцам, — и те и другие можно увидеть на выставке. В обиход вошли не только зеркала — на стенах в лучших домах появились «тканые картины», привезенные из Европы. Один из главных экспонатов — выполненная во Фландрии шпалера «Хождение по водам» — был отреставрирован в 2014 году силами двух музеев.

Новый виток изменения быта произошел в правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Новшества не только прижились в России, но и появилось собственное производство вещей, которые раньше можно было приобрести только за границей. Заработал Императорский фарфоровый завод, а также частный завод Гарднера, где были созданы знаменитые Орденские сервизы, предметы из которых представлены в залах. Со временем русский фарфор по изяществу и декору сравнялся с европейским. Достигло высокого уровня изготовление стекла, в чем можно убедиться, увидев люстру-фонарь того времени — тоже российского производства.

И конечно, быть культурным человеком в век Просвещения означало быть человеком играющим — в экспозиции представлены придворные столики для игры в шахматы и карты.

От эпохи ампира осталось огромное количество предметов роскоши, которые тешили имперское тщеславие. Фарфор, подсвечники, мебель — все щедро золотили. Формы предметов зачастую становились вычурными, по крайней мере замысловатыми. Часы «Минин и Пожарский», например, воспроизводили в миниатюре памятник Мартоса на Красной площади. Впрочем, пара кресел, выполненных по эскизам архитектора Осипа Бове, выглядят вполне строго.

В эпоху романтизма приватная жизнь «В комнатах» оказалась важнее великосветской. На первую половину XIX века пришелся мебельный бум, появились мебельные гарнитуры, создававшие цельные ансамбли в интерьере. Самые интересные объекты на выставке сопровождаются расширенными экспликациями и даже QR-кодами, благодаря которым обещают доступ к более подробной информации о предмете.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+