Игра в прятки

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Ювелирный дом Van Cleef&Arpels на прошедшем в Женеве часовом салоне напомнил о моде начала прошлого века на потайные часовые механизмы и представил новые модели, которые скрывают от чужого взгляда самое ценное — время

Часы Lady Nuit des Papillons. Белое золото, бриллианты, сапфиры, ремешок из кожи аллигатора
Часы Lady Nuit des Papillons. Белое золото, бриллианты, сапфиры, ремешок из кожи аллигатора

Ведущая тема всех премьер, представленных Van Cleef&Arpels на женевском Салоне высокого часового искусства (Salon International de la Haute Horlogerie, SIHH) 2016 года, — ювелирные украшения, скрывающие время. В прямом и переносном смысле. Блистательные драгоценности становятся либо изысканной рамой, оформляющей сложный механизм, либо надежным сейфом с секретом, прячущим циферблат, — изящная метафора современности.

Одна из главных новинок салона в Женеве — секретные часы Van Cleef&Arpels, надежно спрятанные внутри объемного рубинового браслета. Изящный аксессуар вдохновлен знаковой моделью ювелирного дома — часами Cadenas, созданными в 1936 году специально для Уоллис Симпсон, герцогини Виндзорской.

В 1930-е годы женщине из высшего общества не пристало следить за временем, это была мужская привилегия, поэтому Van Cleef&Arpels помогли герцогине, которая ради мужа старалась не нарушать приличий, устроить эту игру в прятки, поместив часы внутрь браслета.

На эффектную новинку ушло 1500 часов работы — больше года. Перед ювелирами стояла непростая инженерная задача: не только закрепить 111 рубинов различного размера и огранки общим весом 151,25 карата, но и сделать возможным движение потайного механизма с часами — небольшой пластины, которая выдвигается из браслета при нажатии на секретную пружину. То есть нужно было сохранить иллюзию безупречного ювелирного украшения, в котором всегда подразумевается некоторая легкомысленность, при этом добившись идеального хода пластины с циферблатом, которая, кажется, лишь чудом не задевает ближайшие камни.

Подобные механические шутки ввели в ювелирную моду мастера эпохи Возрождения: тогда в кольцах, медальонах и брошах за секретными пружинами скрывали яды, любовные записки, государственные тайны и планы захвата мира. Сегодня же скрывают самое ценное — время.

Остальные новинки Van Cleef&Arpels продолжают эту игру в прятки. Колье-трансформеры родом из «ревущих 1920-х», дополнявшие простые платья «чарльстон», отделанные бахромой, которая двигалась в такт каждому движению. Присутствие часов в этих украшениях тоже неочевидно: циферблат скрыт жемчужной кистью, и узнать время можно, лишь отодвинув завесу из нитей жемчуга.

Разнообразные трансформеры, сложные технические решения, драгоценная функциональность — своего рода отличительная черта дома Van Cleef&Arpels. Вспомнить хотя бы знаменитое бриллиантовое колье-молнию, также созданное для герцогини Виндзорской.

Коллекция Poetic Com­pli­cations заняла свою нишу в теме завуалированности времени. В моделях Lady Jour des Fleurs и Lady Nuit des Pa­pil­lons циферблат тонет в водовороте драгоценных камней, образующих завораживающие рисунки на тему природы: перемена времен года, воздушный танец бабочек, постоянное изменение и в то же время неизменность. Создав сложную картинку из бриллиантов, сапфиров, цаворитов и спессартинов различного размера и огранки, со сложным переходом цветов от градиента до контрастного, ювелиры Van Cleef&Arpels заставляют вглядываться в постоянно меняющийся циферблат, забывая о движении стрелок. Lady Arpels Ronde des Pa­pil­lons — одни из самых сложных часов коллекции. Ювелирный дом подал патентную заявку на механизм анимации этой модели. Также внутри Lady Arpels Ronde des Papillons скрывается механический калибр с автоматическим подзаводом, прыгающим ретроградным счетчиком часов, минутным счетчиком с переменной скоростью и анимацией по запросу, разработанной специально для Van Cleef&Arpels, и запасом хода в 40 часов.

В течение одного часа движение бабочек на циферблате то ускоряется, то замедляется, этот эффект обеспечивает эллиптическое колесо внутри механизма. Бабочка появляется из-за облаков ровно на минуту, после чего уступает место следующей, ласточка кончиком крыла указывает истекшие часы, после чего возвращается в исходное положение. Циферблат этих часов можно оживить, запустив анимацию продолжительностью в 13 секунд. При нажатии на кнопку бабочки начинают танец в облаках. Затем они возвращаются к полету, отсчитав минуту.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+