18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марина Добровинская: «С помощью этих арт-путеводителей мы даем возможность попасть в закрытые для публики места»

В свет вышли два путеводителя из новой серии, затеянной основательницей и руководителем образовательных курсов при аукционном доме Phillips Мариной Добровинской: «Арт-Париж» и «Арт-Берлин». Издатель рассказала, в чем преимущества ее специальных гидов для любителей искусства.


Большое спасибо, что вы мне подарили первый в вашей новой серии путеводителей по городам искусства — «Арт-Париж». Мне очень лестно, что он номерной, именной. Но сколько таких же счастливчиков, как я? Каков тираж?

Только 500 штук. Почему? Мы даем возможность людям с помощью этого путеводителя попасть в закрытые места. Это могут быть личные коллекции, ателье художников, закрытые фонды или частные музеи, художественные фабрики или мастерские. Я договариваюсь с ними лично, чтобы они пускали обладателей путеводителя к себе и их хорошо принимали. Конечно, они не могут пускать туда тысячи людей, поэтому 500 — это та цифра, на которую почти все согласились. Например, для парижского путеводителя я пыталась договориться с домом Chanel, чтобы можно было увидеть апартаменты Коко Шанель, но для них 500 человек было слишком — с ними не сложилось. С другими складывается именно потому, что у нас ограниченное количество обладателей путеводителей.

Сколько вы планируете еще выпустить изданий, по каким городам?

Пока что это 12 штук. Первый был Париж, второй Берлин, следующий будет Брюссель, потом Рим. В работе находятся Лондон, Вена, Милан. Потом Стамбул, Израиль. Нью-Йорк и — ну что еще я забыла? — Москва обязательно.

И Петербург?

Петербург пока нет, но я буду об этом думать. Еще у меня идея сделать Токио. Я там только что была и нашла правильного человека, кто бы написал об нем.

Вы сказали, что у вас 500 человек, которым вы готовы вручить этот путеводитель. Подарить, продать?

Я их продаю. Это не какой-то сумасшедший бизнес-проект, абсолютно нет. Это история, которая мне очень нравится. Но, чтобы ее воплотить, нужны средства. Я это все сделала на свои деньги, у меня нет спонсоров, и хотела бы вернуть то, что я потратила, чтобы на эти деньги делать следующий путеводитель. То есть каждый путеводитель приносит доход, с которого я буду делать следующие. Такова моя идея. Парижский путеводитель стоит €350, потому что он мне очень дорого обошелся.

Это понятно, там все-таки оригинальные рисунки, как и в других путеводителях.

Там оригинальные рисунки, обложка не из бумаги, а из непромокаемого материала. Это гортекс, его можно просто протереть, если он запачкался. Из него Prada шьет свои спортивные вещи… Путеводитель напечатан на очень хорошей бумаге в Италии. В общем, это расходы.

Ваш дизайнер Ирина Тарханова, наверное, ориентировалась на Moleskine. Ощущение, что это блокнотик, сам формат похож.

Она ориентировалась на мои пожелания. Формат — женская сумка. Я решила, что путеводитель должен быть черного цвета, с круглыми углами, потому что они не будут трепаться, что это должен быть вот такой материал.

К тому же это ключ в какой-то особый мир, не самый доступный.

Это эксклюзивная история. Путеводитель дает право посетить ателье того художника, который сделал рисунки для него, и он (или она) подпишет их, то есть книга превращается в арт-объект. И становится в десять раз ценнее.

В парижском путеводителе шесть оригинальных акварелей, и это знаменитый Отоньель.

Да, Отоньель очень знаменит во Франции. В каждом из путеводителей всегда будет какой-то знаменитый художник. В брюссельском, например, это Вим Дельвуа.

Да вы что! Это вообще сверхзвезда!

В лондонском это братья Чепмен.

Ну это просто невероятно!

В венском рисунки сделал Эрнст Фукс. Он в мае сделал мне рисунки — а в октябре умер. Рисунки потрясающие, могу показать. В московском это Владимир Дубосарский. Ну а в берлинском это прекрасный Феликс Шайнбергер.

Кто-то захочет купить путеводитель — и вдруг это окажется человек, скажем, не того круга, на который вы рассчитываете? В парижском путеводителе есть предисловие французского коллекционера, эксперта, одного из директоров Лувра, и там у него замечательная фраза про светлоглазых девушек, которые только что на своих джетах, частных самолетах, сели где-то там, и вот мы их видим в залах Лувра, и именно им, прекрасным, светлоглазым и светловолосым, и адресован этот путеводитель… Я примерила на себя: глаза светлые. Думаю: ну ладно, попадаю, хоть один критерий соблюден.

Нет, это неправда. Любая девушка с любым цветом глаз может его приобрести. Он просто шутник, старый плейбой-ловелас, он хотел показать, что он настоящий француз.

Тем не менее на презентации вашего путеводителя по Берлину я посмотрела вокруг и увидела ровно тех девушек, которых он описывал. Есть все-таки какая-то «ваша» аудитория?

Аудитория есть. Откуда вообще возникли эти путеводители, вся эта идея? Ко мне на курсы — вы же сами читали там лекции — приходят девушки с 15 лет и до 70. И не только девушки. Это для тех, кто любит искусство, ездит со мной в поездки и от кого я постоянно слышу: «Вот я еду в Берлин, а куда мне там пойти? А что мне посмотреть? А какую галерею, какой музей, какую выставку? В каком отеле остановиться, какой ресторан?» Ответ — эти путеводители.

Как вы выбираете авторов? В случае Парижа это наш коллега, знаменитый журналист Алексей Тарханов. Берлин — Юлиана Бардолим, тоже журналист. Вы ищете людей, которые живут в городе и хорошо его знают?

Идеальный вариант — когда человек живет в этом городе, потому что это очень большая работа: нужно пойти и проверить все места, это обязательное условие. Путеводитель пишется самое быстрое за полгода. За полгода много чего может измениться. Галереи могут открыться, закрыться. То есть все время надо быть в контакте. Поэтому я в первую очередь ищу людей, которые живут в городе.

Когда я взяла в руки этот путеводитель и увидела там QR-коды, я удивилась…

Это вместо обычной карты. Вы наводите QR-код-ридер, и у вас в смартфоне выплывает именно тот кусок карты, где находится то самое место.

У вас получается парадоксальная вещь: почему бы тогда не сделать в электронном виде какое-то приложение, если вы все равно используете современные технологии?

Я хочу сделать этот путеводитель в электронном виде. Без ключей, конечно, то есть без этих специальных бонусов в виде посещения закрытых мест. Но только тогда, когда весь тираж будет продан. Иначе это будет просто нелояльно по отношению к людям, которые тратят такие деньги на книгу. Больше скажу: я хочу даже сделать это для более широкой публики, чтобы путеводители были на английском языке.

А есть что-то подобное? Вы на что-то ориентировались?

Нет. Я делала то, что считаю нужным, то, что мне кажется правильным. Единственное, что я обнаружила, — это два арт-навигатора по Лондону и Нью-Йорку, в которых только музеи и галереи и больше ничего нет.

А что там должно быть помимо музеев и галерей? Есть ли у вас стандарт для всех путеводителей?

Да, это семь глав. Одна глава — некоммерческая: места искусства, музеи, фонды, выставочные пространства. Вторая глава — это коммерческие галереи. Третья — арт-мероприятия: биеннале, ярмарки, выставки, фестивали. Потом идут арт-отели. Имеются в виду отели или с искусством, или с историей, или с дизайном — что-то необычное. То же самое про рестораны, кафе, бары. Потом арт-шопинг. Музейные и дизайнерские магазины, концепт-сторы. Книжные магазины. Аукционные дома, опять же. И последняя глава — то, куда вы можете пойти с детьми: мастер-классы, ателье при музеях, образовательные институции. Так построен каждый путеводитель.

Как получилось, что вы стали путеводителем сама, в буквально смысле гидом в мир искусства?

У меня первое высшее образование — стоматология. Я отработала 18 лет стоматологом. Сначала в Берлине, восемь лет в Италии, четыре года во Франции, потом приехала в Москву. Когда родилась младшая дочь, я ушла с работы и больше не вернулась. Так как я всегда любила искусство и мы с мужем — коллекционеры (Александр Добровинский, знаменитый адвокат и коллекционер. — TANR), я сама пошла на курсы при Музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской. Курсы были скучные, все это читалось в советской манере (например, не было ничего про современное искусство). И когда я их закончила, я сказала себе: «Мне кажется, это должно быть не так». И написала программу таких курсов. Sotheby’s открывал свой офис в Москве, я предложила им свою программу. Они сказали: «Wow! Мы хотим». И очень долго думали. Пока они думали, мне позвонили из Phillips. В Москву приехал Симон де Пюри (в тот момент один из руководителей аукционного дома), выслушал меня и сказал: «Гениально! Хочу». Через неделю из Нью-Йорка прилетел его коммерческий директор и подписал со мной договор.

Ваши курсы при Phillips, которые проходят в Мультимедиа Арт Музее, существуют уже девять лет. А есть примеры, когда люди, которые у вас учились, что-то открыли, чем-то прославились?

Например, ко мне на курсы ходила Маргарита Пушкина, основатель ярмарки Cosmoscow. Не хочу сказать, что я ее научила современному искусству, тем не менее она училась. Или Лана Гринева. Ко мне ходит Саша Вертинская и что-то пишет. Я говорю: «Что ты пишешь? Ты и так все знаешь, ты Суриковское окончила». Она говорит: «Этого я не знаю». Галеристы ходят, иногда художники, Володя Глынин часто приходит. Мне это приятно, конечно. Кроме этого, я сделала еще курсы для детей. Детский искусствовед читает им историю искусства. Потом художница, она же детский психолог, с ними рисует то, о чем они слушали лекцию. То есть за год они познают все техники, рисуют какие-то шедевры. Я это когда-то сделала, в общем-то, для своей младшей дочери. Она через много лет мне сказала: «Мама, слава богу, что ты сделала эти курсы! Потому что по истории у меня никаких проблем нет, мы все это проходили». Мне очень жаль, что у нас в стране нет обязательного урока «история искусств». Я считаю, что именно история формирует вкус человека, широту его взглядов и вообще его культуру. Это очень-очень важно.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+