Дерево с идеями

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

«Русское деревянное», двухтомная монография о сохранении русского национального, вышла в издательстве «Кучково поле» под эгидой Архитектурного музея имени А. В. Щусева

Александр Ополовников. Преображенская церковь на о. Кижи. Западный фасад. 1714. 1949. Реставрационный чертеж. Из собрания Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»
Александр Ополовников. Преображенская церковь на о. Кижи. Западный фасад. 1714. 1949. Реставрационный чертеж. Из собрания Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»

Каталог выставки Русское деревянное — своего рода исследование исследований, даже в большей степени, чем сама выставка. Она проходила в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева с сентября прошлого года до февраля нынешнего и состояла в значительной части из хранящихся в запасниках материалов экспедиций, изучавших деревянную архитектуру, и результатов самоотверженной деятельности исследователей, таких как Петр Барановский и Александр Ополовников.

Фотографии, зарисовки, макеты, результаты обмеров — все это на выставке выглядит не слишком эффектно, зато в книге чрезвычайно выигрышно. От многих иллюстраций глаз не оторвать, настолько хороши и сами деревянные дома, церкви, усадьбы и дачи, и проекты неосуществленных или разрушенных построек. Исчезнувших зачастую вскоре после рождения, поскольку деревянными, как правило, были и временные сооружения — увеселительные и выставочные. Многие из них остались в истории архитектуры, но, к сожалению, только в документации. Однако, как пишет один из авторов каталога Ирина Чепкунова, «их нарочито гротескная и временная сущность помогла архитекторам найти новые выразительные архитектурные формы». Прежде всего эти слова относятся к павильону Константина Мельникова Махорка на парижской выставке 1925 года, хотя материалы и о менее известных «времянках» именитых советских архитекторов также впечатляют.

Поскольку временной отрезок Русского деревянного — шесть веков (первый том — XVI–XIX века, второй—XX век и наше время), то и взгляд из XXI столетия не смог охватить такой огромный период целиком, а фиксировался на нескольких магистральных темах. В том числе на описании исследований Русского Севера и его деревянной архитектуры в 1910–1930-х и в предвоенные годы, а также на создании музеев деревянного зодчества, которые оказались единственно возможным способом сохранения не только храмов, но и деревенских изб, сараев и бань. Мир русской усадьбы, деревянный ампир, в книге почти не отражен, зато модерн как национальный романтизм представлен во всем своем избыточном великолепии. Дерево в это время воплощало национальную идею в формах, буквально формировало ее. Еще одна тема — дачи как идеальное личное пространство. Дома советских архитекторов в известном подмосковном дачном поселке НИЛ представлены «как знак не прерывавшейся культурной традиции Абрамцевского кружка, творчества Ивана Ропета и Федора Шехтеля», для страны зодчие проектировали в другой традиции — имперской.

Заканчивается книга современными постройками из дерева, тоже загородными и личными. Они деревянные, но почти хай- тек. В дереве можно выразить любую идею, в том числе и русскую как европейскую.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+