18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Витающие в облаках

№42
Материал из газеты

Вероятно, именно театральные декораторы, а не художники первыми использовали облака в качестве символического изображения небес. А многообразие облачности открыло перед живописью новые возможности

Как незримое сделать зримым и правдоподобным? Если верить священным текстам, действия небожителей на земле зачастую сопровождаются внезапным появлением облаков. Так как именно облака давали художникам возможность изобразить нечто нематериальное, за ними примерно с XV века закрепилась роль символа небес. А многообразие переменной облачности (легкие перистые облака, пестрые высококучевые или плотные пушистые кучевые) открыло перед живописью новые возможности.

Такое изображение небес достигло апофеоза в потолочной росписи эпохи барокко. Ученые возводят эту традицию к Корреджо и его римским последователям начала XVII века, однако Алессандра Буккери в книге e Spe acle of Clouds, 14391650 представляет убедительные доказательства того, что еще более важное влияние на нее оказал театр.

Буккери начинает со средневековых мистерий: в их сценическом оформлении использовали специальные «облачные» устройства. Эти механизмы (конструкции из дерева и металла, покрывавшиеся для имитации мягкости хлопком) помогали актерам перемещаться с «небес» на «землю».

Между 1420 и 1430 годами работавшие в церквях театральные декораторы начали сооружать на сцене множество платформ, каждая из которых двигалась неза- висимо от остальных. Небесные хоры и бог располагались на нескольких уровнях движущихся облаков, а ангелы-посланники спускались из-под купола церкви на сцену. Буккери видит прямой перенос этой структуры в картине Вознесение Девы Марии (1475–1476) Франческо Боттичини, где Богородица, освобожденная из гроба, поднимается на облаке под небесный купол.

Автор показывает, что после того, как художники полностью освоили визуальный язык театра, такие мастера, как Корреджо, научились конструировать из облаков полноценные пространства без отсылок к театральным механизмам. Но эта практика принесла с собой и новую проблему: отныне на картине стало трудно что-нибудь разобрать из-за наложения миров друг на друга. Корреджо покрывал боковые части купола правдоподобными облаками, но при этом самые важные фигуры всегда находились в центре, где их голов не было видно из-за ступней их же собственных ног.

Буккери анализирует пути решения этой проблемы, предлагавшиеся последователями Корреджо, и находит наиболее удачным Tриумф святых (1629) Джованни да Сан-Джованни из базилики Санти-Куаттро-Коронати в Риме. Здесь художнику удалось достичь баланса между ясностью и естественностью перспективы.

Ключевая проблема исследований ренессансного и барочного театра заключается в том, что мы не можем своими глазами увидеть его пьесы, декорации и костюмы такими, какими они были на самом деле. Перед Алессандрой Буккери стоит непростая задача — доказать, что театр сыграл важную роль в формировании целой визуальной традиции, при этом не зная в точности, как выглядели аутентичные представления. Чтобы сделать это, она обратилась к рисункам современников, свидетельствам очевидцев и текстам мистерий. Одна из самых потрясающих таких пьес — La Pellegrina (Странница), исполнялась в Уффици в 1586 году. В ней было около сотни актеров, 286 костюмов, живая музыка, световые эффекты и первая в истории двигающаяся сцена.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+