18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пасха золотая и серебряная

№42
Материал из газеты

Художник-ювелир Владимир Михайлов специально к празднику Пасхи создал уникальную коллекцию пасхальных яиц. Традиционный предмет принимает самые разные формы: кулон, складень или драгоценная икона

Cветлый праздник Пасхи, символизирующий Воскресение Господне, отмечается весной — в то время, когда монохромные снежные пейзажи сменяются свежими и чистыми красками новой жизни. Для православных верующих это главный праздник в году, но и люди вполне светские отмечают его: пекут куличи и делают пасху и просто стремятся подарить радость себе и своим близким.

В дореволюционной России была традиция радовать в этот день близких и родных необычным подарком, который впоследствии нередко становился семейной реликвией. Часто таким подарком был главный символ праздника Пасхи — яйцо, но выполненное из драгоценных материалов.

Наиболее знамениты так называемые яйца Фаберже. Поставщик императорского двора и «ювелир всея Руси» Карл Фаберже создавал самые разнообразные ювелирные изделия, но подлинно всемирную славу принесли ему именно пасхальные яйца. Всего в мире существует порядка 70 яиц, выполненных фирмой Фаберже, и 54 из них сделаны по императорскому заказу. Основателем традиции был Александр III, который и придумал дарить ювелирные яйца на Пасху своей супруге Марии Федоровне. После смерти императора его сын Николай II продолжил дарить пасхальные яйца Фаберже матери, а также своей жене Александре Федоровне. Императорские яйца Фаберже имели разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с фигурками внутри, в самих яйцах в качестве сюрприза могли находиться различные миниа­тюры.

Продолжая традиции легендарного ювелирного дома, художник Владимир Михайлов ежегодно создает пасхальную коллекцию украшений с богатыми и пышными цветочными орнаментами. Подвесы, настольные и нательные иконы украшены замысловатыми рисунками, бусинами, виноградными гроздьями и изображениями голубя — символа Святого Духа.

В коллекции 12 — по числу больших церковных праздников — крупных кулонов в форме яйца. На одной стороне изделий изображены сюжеты двунадесятых праздников, а на другой — образы Пресвятой Богородицы. Кроме того, при помощи специального механизма кулон можно открыть и использовать для хранения особо дорогой вещи. По этому принципу выполнено, в частности, пасхальное яйцо из серебра Рождество Пресвятой Богородицы с образом Богоматери Неувядаемый цвет.

В другом праздничном пасхальном яйце, Виноградная гроздь, есть свой секрет: образ Воскресения Христова в нем сокрыт за ажурными створками из виноградных лоз. Формы этого растения выбраны художником не случайно: виноград издавна принято считать символом причастия и Церкви.

Еще один предмет с секретом — 15-санти­метровая роза с иконой Воскресение Господне: внутри серебряного бутона сокрыта праздничная икона, символизируя зарождение новой жизни, и, раскрывая ее лепестки, мы можем увидеть образ Спа­сителя с двумя коленопреклоненными ангелами.

Наряду с пасхальными ювелирными яйцами, представляющими собой двучастные складни, Владимир Михайлов создал несколько триптихов, состоящих из трех образов. В частности, золотое яйцо-складень Кремлевское, выполненное по мотивам святынь Московского Кремля. Пасхальное яйцо может служить настольным молельным образом, в котором представлены наиболее значимые иконы, связанные с событиями русской истории: Спаса Смоленского, Николы Можайского и Богородицы Нерушимая стена. Триптих венчает навершие в виде Спасской башни с двуглавым орлом.

Еще один триптих — пасхальное яйцо из золота Воскресение Господне, внутри которого одноименная икона, а по сторонам — фигуры ангелов, свидетелей Воскресения. Такая иконография праздника появилась во второй половине XVII века и была очень распространена в православной культуре. Драгоценное яйцо представлено на высоком, почти архитектурном постаменте.

В новой пасхальной коллекции Владимира Михайлова широко представлены и кулоны среднего размера, богато украшенные пышным цветочным орнаментом, бусинами и православной символикой.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+