Отнюдь не бумажная архитектура

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Издательство «Рипол классик» выпустило шесть монографических сборников, посвященных основам

Музей Гуггенхайма. Архитектор Фрэнк Гери. 1997, Бильбао.
Музей Гуггенхайма. Архитектор Фрэнк Гери. 1997, Бильбао.

Несмотря на то что Введение в архитектуру: Vitruvius — проект просветительский, направленный на новичков, только-только приступающих к изучению архитектурной теории, этим сборникам, составленным Лео Разживиным, свойственна и некоторая концептуальная проблематичность. Связанная с актуализацией древнего наследия, причем как теоретического, так и сугубо практического. Ведь главным героем этих шести изящных книжек оказывается древнеримский архитектор Витрувий, заложивший основы всей архитектурной мысли европейской цивилизации.

Первый том серии посвящен истории архитектурных ордеров, второй — урбанистике, самой масштабной деятельности по расположению объектов в окружающем ландшафте (ну и созидание ландшафта как такового). Третий том Введения в архитектуру отдан вопросам симметрии, четвертый — соразмерности, пятый — декору. И наконец, шестой — проблемам правильного распределения процессов во время строительства. То есть он про эволюцию смежных с архитектурой областей, связанных с историей изобретений и естественно-научных знаний, позволявших уже античным строителям понимать много чего об устройстве мира, а также объясняющих, откуда древние архитекторы черпали вдохновение при создании непостижимых пирамид, баллист и даже катапульт.

Таким образом, каждая отдельная книга серии — это тщательно оформленная экспресс-монография, в которой теория рассматривается в тексте, а практике строительства посвящены иллюстрации и репродукции: чертежи и планы, гравюры и фотографии ландшафтов, отдельных зданий. Можно даже сказать, что в оформлении Введения в архитектуру присутствует некоторая интерактивность, поскольку каждая страница этих штудий, проникнутых духом свободного витрувианского творчества, напоминает лонгриды, длинные истории интернет-журналов. Визуальное начало здесь значит не меньше описательного, картинки объясняют специфику той или иной стороны архитектурной деятельности так же наглядно, как и буквы.

Разживин Л. Введение в архитектуру: Vitruvius. В 6-ти выпусках. М.: Рипол классик, 2015
Разживин Л. Введение в архитектуру: Vitruvius. В 6-ти выпусках. М.: Рипол классик, 2015

Это связано с тем, что вся последовательная история мирового архитектурного процесса, взятая в совокупности (и оттого постоянно отсылающая к архаике и первоосновам), должна помогать нынешним строителям создавать не просто красивые и комфортные сооружения, но обязательно современные. Актуальность — вот главный бог Лео Разживина, позволяющий проектировать и воплощать в жизнь удобные и уютные строения, соразмерные человеку.

Классика и постоянные отсылки к опыту древних (а также средневековых, барочных, классицистических и каких угодно, вплоть до модерна и авангарда) зодчих необходимы, чтобы оснастить нас инструментарием для бесперебойного движения вперед. Новое — это не только хорошо забытое старое, но и спор с традицией, а также постоянное утверждение всего мирового наследия на новом витке развития цивилизации. Даже если и через деконструкцию.

Можно сказать, что Десять книг об архитектуре Витрувия переложены здесь нашим современником в шесть томов Введения в архитектуру, перетолкованы им на новый лад. Хотя, разу­меется, база всех этих символов и знаков вневременных подходов остается сугубо классической.

Во вступлении к первой книге из серии Лео Разживин объясняет: «Визуализируя античный труд, я проецирую постулаты Витрувия на актуальную для нас архитектуру… Профессия архитектора сегодня вновь обретает свое первоначальное значение — транслировать все новое. Архитектура — это не только красивые суперсовременные постройки, не только дизайн, но также технологии, экономика, урбанистика, медиа. Популяризация архитектуры — ключ к познанию законов современного общества».

В руках Разживина именно архитектура со всеми ее особенностями (которые многие воспринимают как данность, не задумываясь о том, откуда что взялось, прежде чем стало таким очевидным) становится метафорой взаимоотношения человека не только с окружающим миром, но и с самим собой.

Рассказывая об утопических проектах авангардистов (самая первая иллюстрация всей шеститомной серии — экспериментальный проект линейного поселка Общества современных архитекторов, сделанный Иваном Леонидовым в 20-х годах ХХ века) и гигантомании конструкторов древних храмов, автор подводит к тому, что самое значимое в нынешней архитектуре — ее человеческое измерение.

Устройство комфортной жизненной (общественной и бытовой) среды — это и есть высшее проявление гуманизма. Целью которого — напомним тем, кто забыл, — являются не символические пространства, воспевающие величие государства (религии, искусства) и производящие впечатление своей нарочитой монументальностью, но внимание к мелочам и деталям, делающим повседневную жизнь «маленького человека» хотя бы чуточку лучше. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+