18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерскую Пита Мондриана нашли в зарослях; 86 лет считалось, что домик художника снесен

PHOTO : ANDRÉ KERTÉSZ
PHOTO : ANDRÉ KERTÉSZ

Обнаружена мастерская Пита Мондриана, где он работал на пике своей карьеры. До недавних пор считалось, что она была снесена в 1927 году. Теперь выяснилось, что его мастерскую перенесли на другой участок земли в том же голландском поселке Бларикюм. Об этом впервые рассказала 96-летняя Вера Ломан, чей отец знал Мондриана. Она говорит, что на месте домика возвели виллу. А мастерскую, построенную примерно в 1905 году, перенесли на 600 м дальше. Возможно, ее перекатывали на бревнах. Домик поставили на участок, принадлежавший отцу Веры, художнику Тео Ломану. Во время Второй мировой войны его семья укрывала в домике евреев. Он сохраняется и сейчас, окруженный высокими деревьями.

В 2008 году этот участок вместе с постройками был продан Фонду Дойеваарда, который дает прибежище живописцам. Фонд носит имя местного художника Виллема Дойеваарда (1892–1980). На участке, когда-то принадлежавшем Ломану, стоят три домика, но в фонде и не подозревали, что в одном из них работал Мондриан.

Мартейн Ле Культр, президент Фонда Дойеваарда, отыскал изображения домика, стоявшего на старом месте. Это фотография 1915 года и рисунок, сделанный другом Мондриана в 1917 году с подписью «Студия Мондриана». Изображения совпадают с внешним видом домика, находящегося на участке Ломана (особенно характерно выглядит печная труба). Окончательное подтверждение мы получили в прошлом месяце, когда Ле Культр и я встретились с Верой Ломан. Она вспомнила, как домик передвигали, и рассказала о дружбе ее отца с Мондрианом.

Интерьер прекрасно сохранился, в том числе деревянные панели, встроенные шкафы и книжные полки. Сейчас домик сдан под студию японскому художнику Хиденори Мицуе. Вере Ломан было десять лет, когда передвигали домик. Как она говорит, «его с трудом перевезли через большую канаву и еле протащили между двумя деревьями». Она вспомнила и рассказы отца о жизни Пита Мондриана в Бларикюме. Ле Культр хочет поставить все три домика на более прочный фундамент. Под ними будут сооружены подвалы, что позволит оборудовать туалеты и увеличить помещение.

В целом замысел Фонда Дойеваарда реконструировать студии и предоставить их художникам обойдется в €3,8 млн.

Франческо Манакорда, художественный директор галереи Тейт в Ливерпуле и куратор выставки Мондриан и его мастерские. Абстракционизм в мир (откроется 6 июня 2014 года), говорит о домике в Бларикюме как о «потрясающем открытии».

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+