18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мастера советского периода на аукционе «Совком» в Москве

Георгий Нисский. «Дмитровский шлюз». Эстимейт $120–150 тыс.Предоставлено Совкомом
Георгий Нисский. «Дмитровский шлюз». Эстимейт $120–150 тыс.Предоставлено Совкомом

Большой аукцион советского искусства включает полторы сотни отборных произведений живописи и графики. Большая часть из них — классика разных десятилетий от Дмитрия Налбандяна и Сергея Герасимова (его выставка как раз откроется в начале апреля в Третьяковке) до Сойфертиса, Осмеркина и Бритова.

По словам руководителя аукционного дома Юрия Тюхтина, сначала в каталоге планировали объединить русское искусство с советским, но, проанализировав рынок, решили сконцентрироваться на периоде, который сейчас наиболее востребован у собирателей. «Ситуация на рынке в настоящий момент сложная и вряд ли быстро изменится. Но именно советское искусство сейчас оказалось в абсолютном фаворе. В отличие от него, русская классика продается плохо, а на работы среднего ценового уровня рынка нет вообще. Я думаю, на популярность советского искусства повлияла большая выставка в Манеже («Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.». — TANR) и другие крупные экспозиции. Возникла здоровая ностальгия. За последнее время на рынке появилось примерно 10–15 новых коллекционеров, возник ажиотажный спрос на это искусство. Только с сентября по декабрь прошлого года мы продали около 200 работ советских художников. При этом популярностью пользуются не идеологические сюжеты соцреализма, а качественная живопись 1950–1960-х годов. Многие наши новые клиенты покупают советское искусство для украшения интерьера. На мой взгляд, это очень позитивно», — рассказал Тюхтин.

Самый дорогой лот аукциона — «Пейзаж с лошадьми» Петра Кончаловского (эстимейт $400–700 тыс.). Построение композиции, цветовая гамма, размашистые мазки, обнаженные купальщицы у озера выдают его интерес к Сезанну (главный русский сезаннист даже перевел с французского и издал книгу о художнике). В 1924 году картина выставлялась на Венецианской биеннале в советском павильоне, где Кончаловскому была выделена целая стена (СССР участвовал тогда в биеннале впервые и показывал лучшее, что нашлось в его современном искусстве). Сразу после биеннале почти все работы были проданы и остались в Италии: «Семейный портрет» — в Национальной галерее Ка’Пезаро, другие работы, в том числе «Пейзаж с лошадьми», — в частных собраниях. Там он и хранился до прошлого года, когда был куплен Юрием Тюхтиным на торгах Sotheby’s.

Еще одна работа Кончаловского написана десятилетие спустя и имеет уже совсем другой сюжет и характер — «Мурманск. Туломстрой. Водосбор» ($250–350 тыс.). Летом 1936 года художник вместе с семьей отправился в Мурманск, где в рекордные сроки завершалось строительство Нижне-Туломской ГЭС. Результатом командировки стали три пейзажа, один из которых выставлен на торги.

Светлое советское настоящее, написанное с почти импрессионистической легкостью, проглядывает и в «Дмитровском шлюзе» Георгия Нисского ($120–150 тыс.). Относительно небольшая работа в графическом стиле, вероятно, предназначалась для обложки журнала или открытки. Но качество исполнения делает ее абсолютно самостоятельным шедевром музейного уровня.

Несколькими лотами в каталоге представлен Георгий Савицкий, сын художника-передвижника, известный баталист, автор панорамы «Штурм Перекопа» и иллюстраций к «Герою нашего времени» Лермонтова и «Маленьким трагедиям» Пушкина. Помимо хрестоматийного, участвовавшего во многих выставках «Портрета жены» ($25–40 тыс.), на торги попала редкая академическая работа художника «Бой быков» ($7–12 тыс.). В 1915 году Савицкий окончил Академию художеств и был премирован заграничной поездкой, под впечатлением от которой и была написана картина. Более поздний вариант сюжета хранится в собрании Владимиро-Суздальского художественного музея.

В каталоге представлены практически все основные имена и направления советского периода. Есть здесь колоритные рисунки тушью члена ОСТа Мечислава Доброковского и фирменная для Александра Лабаса сцена в аэропорту, характерный пейзаж 1959 года Якова Ромаса (любопытный факт: художник был приемным сыном революционерки Инессы Арманд) и необычный для советской живописи пикник на пленэре Павла Соколова-Скаля, эскиз Сергея Герасимова к полотну «Восстание Е.И.Пугачева» и редкая для рынка живопись Константина Максимова, преподававшего в 1950-х годах в Пекине и невероятно популярного у китайских собирателей. В коллекции торгов обнаруживаются все популярные в советское время жанры: сочные натюрморты, графика на тему спорта, нарочито оптимистичные жанровые сцены, разнообразные виды Москвы и Ленинграда, в том числе очередь на выставку Огюста Родена в Эрмитаже в 1967 году, запечатленная Георгием Лозовым, и строительство Театра Советской армии на рисунке Петра Львова 1930-х годов.

Аукцион состоится 31 марта в 19:00.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+