18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Классические истины Дмитрия Молока

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Ранняя смерть не позволила ученому создать свою законченную поэтику древнегреческого искусства. Остались лишь частности и детали, такие же прекрасные, как обломки древних мраморов. Статьи собраны в книгу «Классика и истина»

Дмитрий Молок. Классика и истина: Статьи об античном искусстве. М.: Дефи; Фонд In Arbitus, 2016.
Дмитрий Молок. Классика и истина: Статьи об античном искусстве. М.: Дефи; Фонд In Arbitus, 2016.

Это первая книга из заявленной фондом IN ARTIBUS серии Антология искусство­знания ХХ века, что нам обещает новые и новые открытия. Тактичный и «классический» дизайн Андрея Шелютто оттеняет монументальность текстов Дмитрия Молока (1959–2014), подготовленных к изданию со всей возможной академической тщательностью (редакторы книги — Елена Савостина и Елена Шарнова).

Большинство статей, составивших изящный том, выходило в малотиражных научных журналах и первоначально предназначалось узким специалистам по Античности. Поэтому осилить это прекрасное и любовно сделанное издание могут лишь те, кого не пугают термины «хиазм» или «лекиф». Тот же, кто возьмет на себя труд пройти сквозь эпические длинноты или каскады терминологии, обретет увлекательное чтение. У Дмитрия Молока рядовые музейные штудии об античных зеркалах, собственно не очень важных образцах декора, выливаются в эпическое полотно о космогонии Древнего мира, а исследование об «улыбке короса» — в настоящий детектив.

Но, увы, это захватывающее интеллектуальное приключение, куда нас пригласил мыслитель-энциклопедист и блестящий эссеист, осталось незаконченным: Дмитрий слишком рано умер, так и не написав книгу по поэтике древнегреческого искусства. (Об этой мечте своего брата говорит во введении Николай Молок, инициатор публикации, один из составителей книги.) Возможно, все дело в своеобразном научном перфекционизме. Исследователь постоянно «зависал» на важных, но частных проблемах, в результате чего получались глубокие расследования, но общая картина никак не складывалась. Идея автора о необходимости изучать Античность во всей «целокупности» осталась неосуществленной.

Дмитрий Молок сочетал в себе безбрежный интеллектуальный бэкграунд с умением пристально вглядываться в самые мелкие детали. Например, размышлять о том, чем занята собачка на погребальной стеле. Или высмотреть на чернофигурной вазе двух персонажей, не имеющих прямого отношения к основному сюжету, то есть к рождению Афины из головы Зевса, и предположить, что перед нами воображаемые зрители, которые наблюдают за этим вечным шоу.

Иногда наклонность к наукообразию приводила ученого к появлению терминологических кентавров вроде понятия «смыслообраз». Это похоже на те устрашающие «мыслеформы», коими веселили публику мастера младшего поколения московских концептуалистов из группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“».

Жаль, что блестящее исследование Дмитрия Молока Сон Сципиона прошло, например, мимо многомудрого нашего художника Павла Пепперштейна. Ведь это весьма могло бы углубить его рассуждения об «онейрокритике», то есть толковании сновидений.

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+