18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Признано официально: в 2015 году уровень продаж искусства снизился

Согласно ежегодному отчету TEFAF, снижение на художественном рынке, явно предпочитающем элитный сегмент, составило 7%.

В ежегодном отчете экономиста Клэр Макэндрю о состоянии арт-рынка, одном из главных источников статистической информации об этой сфере торговли, зафиксировано 7%-ное снижение оборота — до $63,8 млрд (в 2014 году сумма равнялась $68,2 млрд). Этот отчет традиционно заказывается крупнейшей ярмаркой изящных искусств TEFAF, которая открылась сегодня для посетителей в голландском городе Маастрихт. В исследовании были использованы данные открытых аукционных торгов и информация от менее публичной части участников рынка, полученная при помощи анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие около 6 тыс. арт-дилеров по всему миру. Следует отметить, что отчет Клэр Макэндрю не дает исчерпывающую информацию (к примеру, на онлайн-опрос ответило лишь приблизительно 14% арт-дилеров), однако остается наиболее полным ее источником из доступных на крайне непрозрачном рынке искусства.

В числе выводов, не противоречащих эмпирическим данным, — тот факт, что большая часть выручки приходится на сектора послевоенного, современного искусства и искусства модернизма. Основных участников ярмарки TEFAF, традиционно занимающихся старыми мастерами, не может не обрадовать, что объем этого рыночного сегмента увеличился на — пусть и скромные — 4%, однако общая стоимость продаж при этом упала на 33%.

В 2015 году продолжилась поляризация рынка, где с одной стороны — лучшие (или по меньшей мере самые дорогие) произведения, а с другой — все остальное. Проданные более чем за $1 млн работы обеспечили 57% от общего оборота аукционов отчетного года, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок. В клуб избранных, возглавляемый Энди Уорхолом, Фрэнсисом Бэконом и Саем Твомбли, входит совсем небольшое число художников.

Суммарная выручка торгов в Китае, информацию о которых предоставила исследовательская группа Art Market Monitor от компании Artron, сократилась на 23% и составила $11,8 млрд. Это привело к тому, что страна впервые с 2012 года оказалась на третьем месте, уступив США (здесь продажи выросли на 4% до рекордной суммарной выручки в $27,3 млрд) и Соединенному Королевству (продажи снизились на 9% до $13,5 млрд).

Клэр Макэндрю не считает, что спад затянется, и отмечает, что «главная причина отрицательной динамики заключается в том, что, чем больше становится рынок, тем труднее ему расти в прежнем темпе». По ее мнению, строить предположения о том, что нас ждет в 2016 году, еще слишком рано.

Ранее Макэндрю приводила данные в своем отчете в евро — в этом году перешла на американские доллары как более широко используемую на арт-рынке валюту. При пересчете, основанном на среднем курсе доллара к евро в 2015 году, суммарная выручка арт-рынка составит €57,4 млрд, что на самом деле больше прошлогоднего результата в €51 млрд. Однако это кажущееся несоответствие объясняется тем, что между 2014 и 2015 годом стоимость евро относительно доллара значительно снизилась.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+