18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Холодные бани согрели агатом: в Царском Селе восстановили интерьеры Чарльза Камерона

АЛЕКСАНДР ДОГАДИН
АЛЕКСАНДР ДОГАДИН

Государственном музее-заповеднике «Царское Село» после трехлетней реставрации открылись Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» Чарльза Камерона. Работы в семи подлинных интерьерах XVIII века велись в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест — воссоздание утрат как исключение при наличии документов и иконографии. Реставрация общей стоимостью свыше 400 млн руб. стала возможна благодаря меценатской помощи структур ОАО «РЖД», которые финансировали три четверти всех затрат.

Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, что спасло их от уничтожения. Но и отложило их реставрацию на долгие годы. Лет десять назад стало ясно, что восстанавливать памятник нужно срочно, но рассчитывать только на деньги государства не приходилсоь. Начались поиски средств. Когда деньги нашлись, был создан специальный реставрационный совет из лучших петербургских специалистов по культурному наследию. Там обсуждался каждый шаг реставраторов.

Самые серьезные баталии вызвала судьба мраморных каминов Большого зала. Один из них был привезен из Италии, второй — изготовлен по его образцу мастером Шарлеманем. Во время войны погибли мраморные рельефы, которые украшали камины. Было принято решение воссоздать их по аналогу — панно камина Малиновой гостиной из Александровского дворца. Судя по довоенным снимкам, оно повторяло камины Большого зала. На камине Шарлеманя оставлены сохранившиеся следы крепления и силуэты утраченных рельефов. Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской, которые вели реставрацию Агатовых комнат, эта работа оказалась сложнее, чем воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

После завершения реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению Агатовых комнат.

Ольга Таратынова
Директор ГМЗ «Царское Село»

Подобных памятников, сохранившихся в подлинном виде, в пригородах Петербурга всего два: Агатовые комнаты и Китайский дворец в Ораниенбауме. Такой винтовой консольной лестницы, когда ступени заделаны в стену только на 40 см, нет больше нигде.

Но именно сохранность долгие годы откладывала реставрацию Агатовых комнат. Еще несколько десятилетий они не простояли бы, их спасла бескорыстная помощь фонда «Транссоюз» и РЖД. В свое время мой предшественник Иван Саутов получил обещание помощи в спасении Агатовых комнат от президента РЖД Владимира Ивановича Якунина. Придя на пост директора ГМЗ «Царское Село», я напомнила ему об этом обещании. И президент РЖД слово сдержал. В процессе реставрации Агатовых комнат мы не стремились сделать их нарядными. Наша основная задача состояла в том, чтобы сохранить и законсервировать оригинал. Наше право и обязанность — показать, как жил павильон в реке времени. Мы сохранили фрагмент обгоревшего паркета. Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, в этом месте крепились подпорки балкона.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+